Костёл Всех Святых ( Visu Sventuju baznycia
, kosciol Wszystkich Swetych ) — римско-католический приходской
костёл в Вильнюском деканате ; памятник архитектуры раннего
барокко , один из ранних и ценных образцов безбашенных храмов
в стиле барокко, возведённых в Литве . Располагается вместе
с ансамблем кармелитского монастыря и новициата в Старом городе
на участке треугольной формы между улицами Пилимо ( Завальная ,
Pylimo g. ), Руднинку ( Рудницкая , Rudininku g. )
и Вису Швянтую ( Всех Святых , Visu Sventuju g ).
Официальный адрес ул. Руднинку 20/1 ( Rudninku g. 20/1 ). Службы
на литовском и польском языках.
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского
монастыря в 1620 — 1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими
воротами. При восстановлении после пожара во время войны с
Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году
у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня
сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.
В конце 1812 года наполеоновские солдаты сожгли скамьи и исповедальни;
в храме был устроен госпиталь.
В 1823 году костёл был возобновлён. В 1885 году российскими
властями монастырь был упразднён, в его помещениях были устроены
квартиры. Советскими властями костёл в 1948 году был закрыт,
использовался как склад бакалейных товаров . После реставрационных
работ, проведённых в 1967 — 1975 годах под руководством архитектора
Алдоны Швабаускене , с 1975 года в храме действовал Музей литовского
народного искусства (отдел народного творчества Художественного
музея Литвы).
В плане костёл в форме латинского креста , трёхнефный, базиликального
типа. Своеобразие внутреннего пространства состоит в том, что
вместо трансептов — боковые часовни, образующие боковые нефы
. Боковые нефы, отделённые от центрального четырьмя пилонами
с каждой из сторон, в три раза уже и в два раза ниже центрального
нефа. Своды цилиндрические с люнетами . Стены нефов и сводов,
купола боковых часовен украшены орнаментом и фресками с сюжетами
из жизни святых и истории Литвы . В костёле имеется восемнадцать
алтарей со сложным скульптурным и полихромным декором . В пресбитерии
расположены два боковых балкона в стиле рококо . Декоративная
лепнина выполнена в конце XVIII века. Большой алтарь сооружён
около 1787 года по проекту архитектора Мартина Кнакфуса .
При начатой в 1902 году по инициативе священника Л.
Чудовского реставрации в 1904 году фрески были забелены.
Фрагменты их были открыты во время реставрации в 1975 году.
Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко.
Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают
вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает
фасад треугольный фронтон , по бокам которого высятся обелиски
. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием
ренессанса и большие окна. В нишах стояли деревянные полихромированные
статуи родоначальников кармелитского монашества святого Илии
и святого Елисея (ныне отсутствуют).
Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная
колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с
отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры
нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами
. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным
мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего
яруса обрамляют пары колонн. Четвёртый ярус украшают пилястры,
вырастающие из волют . Ниши и оконные проёмы колокольни различных
арочных форм декорированы лепниной, а ниша четвёртого яруса,
кроме того, огорожена декоративной решёткой балкона. Прототипом
колокольни, очевидно, послужили башни кармелитского костёла
в Глубоком ( Белоруссия ), возведённая на десятилетие раньше:
колокольня в Вильне, построенная, возможно, тем же архитектором,
повторяет их формы в деталях.