Родился 27 февраля (по ст.ст.) 1904 г . в Харькове. Детство и юность прошли на Урале. Учиться начал в Лысьвенской гимназии в г. Лысьеве, где его отец служил заведующим строительным отделом завода. До 1918 учился в гимназии, а в 1918 переехал с родителями в г. Пермь.
В 1919 поступил в Пермские художественно-промышленные свободные мастерские (впоследствии преобразованные в Художественный техникум). В этом же году начал принимать участие в общественно-политических кампаниях: рисовал плакаты, оформлял к праздникам здания и т.п. Среди его однокашников – В. Иконников.
Художник вспоминал: «В то время в мастерских Перми, как и во всех художественных учебных заведениях страны, кипели страсти, ниспровергались старые методы дореволюционной художественной школы, шли поиски нового. Все бури и борьба, шедшие в искусстве, находили отражение в школе: менялись преподаватели, методы, увлечения, учащиеся активно участвовали в оформлении демонстраций, массовых театральных действий, оформлении города, устраивались выставки на улицах и бульварах, шли дискуссии. Имена и стихи Маяковского и Вас. Каменского не переставали звучать в мастерских, принципы Мейерхольда применялись в студенческих постановках. Ставили «Стеньку Разина» В. Каменского, «Балаганчик», «Железный город» и «Двенадцать» А. Блока. Инсценировались стихи В. Маяковского, ставили «Собаку на сене» Лопе де Вега.
В области чисто изобразительного искусства проверялись и применялись всевозможные методы и течения от Сезанна до кубистов и от супрематистов до Татлина и контррельефов. Учебы как таковой по существу не было и только в 1922 году после преобразования в Художественный техникум, началось более или мене планомерное образование.
Художник Вл. Андр. Оболенский (воспитанник Московской Школы живописи, друг и соратник М. Ларионова) сумел интересно и увлекательно поставить преподавание в техникуме, обращая особое внимание на развитие в студентах композиционного, творческого мышления, вложив в студентов основы мастерства».
После окончания в 1924 г . Пермского художественного техникума В. Цельмер поступил на графический факультет московского ВХУТЕМАСа, где учился у Н.Н. Купреянова, Л.Н. Бруни, П.В. Митурича и В.А. Фаворского. Атмосфера и методы ВХУТЕМАСа (с 1926 г . ВХУТЕИНа) достаточно известны. Из воспоминаний художника: «Наряду с композиционными навыками и графической культурой (главным образом, в книжной и журнальной иллюстрации) проявилась любовь к станковому рисунку, независимому от материала, выражающему отношение к натуре».
С 1927 начал участвовать в художественных выставках - литографии «Забастовка в Шанхае» и плакат «Кантонские события» экспонировались на Всесоюзной выставке «Х лет Советской власти».
Окончил ВХУТЕИН в 1930г. со званием «Художник-технолог издательской промышленности». В 30-е годы работал преимущественно в журнальной иллюстрации (журналы «Пионер», «Дружные ребята» и др.), продолжая заниматься станковым рисунком. Принимал участие в оформлении заводов к Октябрьским и Майским праздникам, оформлении Москвы к пуску метро и др. Работал в издательствах «Правда», «Молодая гвардия», «Детиздат», «Крестьянская газета» и др.
В 1941 был мобилизован на Военно-морской флот и прикомандирован к Министерству Военно-морского флота, до 1943 – к Военно-морскому издательству, где выполнял ряд заданий по выпуску фронтовой литературы. В 1943-1944 работал на Черноморском действующем флоте в агитбригаде Главного политического Управления.
В 1944 был уволен в запас, вновь начал работать в издательствах, участвовать в выставках. После войны творческая работа шла регулярней, появилась большая серия подмосковных рисунков и литографий. Центром творческих интересов стала станковая работа и работа над эстампом (литография, офорт и последние 9-10 лет жизни линогравюра). Занимался в офортной студии И.И. Нивинского.
В круг общения входили три Павла – Кирпичев, Кузьмичев (Павел Иванович Кузьмичев ( 1906-1982) и Рябов, а также Петр Лузгин.
В последние годы лирической, импрессионистическое восприятие природы сменяется желанием большей концентрации образа, драматичности и эпичности, большей композиционной построенности. В связи с переосмыслением своего художественного пути, у художника возникает желание оживить юношеские впечатления и замыслы, насытив их современным звучанием и опытом прошедшей работы. Появилась серия «Вспоминая 20-е: Маяковский, Мейерхольд» (по личным впечатлениям), Александр Блок (по образу, сложившемуся тоже в 20-е). Любовь к древней архитектуре и образам, рождаемым ею, вызвали гравюры «Восхищение Суздалем», «Суздальская сказка» и «На Яруновой горе».
Умер В.Д. Цельмер 05.03.1970 в Москве (плохо стало в Тарусе, его перевезли в Москву)
Дочь – Цельмер Ольга Валентиновна, художник, затем староста в церкви, ее муж – С.М. Харламов, народный художник России. |