Аркадий
Зражевский
Художник Таисия Николаевна Скородумова
Аrkady
Zrazhevsky



 

 

Журналы.

Акимова Л. Графика // Искусство. 1956. №4. – С.46 (репродуцирована линогравюра Аму-Дарья у Ургенча. 1955)
«В числе интересных вещей можно назвать цветные линогравры Т. Скородумовой, в которых видна привязанность к избранной теме, понимание ее, любовь к материалу, умение использовать его скупые изобразительные возможности. В показе природу Средней Азии молодая художница чутко и тонок передает ее состояние, она не навязывает зрителю своей манеры,и вместе с тем видно, с какйо тщательностью отобраны ею изобразительные средства, как продуманы цветовые отношения, строго построена композиция. Поэтому и в миниатюрных вещах переданы у нее ширь, простор, глубина пространства».

Сопоцинский О. Пути творчества (Заметки о выставке произведений молодых художников Москвы //Искусство. 1957. - №5. – С.41 (репродуцирована линогравюра «Ночное окно»)

Vogeler Н. Agitationstafeln über Sowjetische Reiseeindrücke // Bildende Kunst. 1957.№10 (на с. 711 репродуцирована линогравюра «Старая Бухара». 1957)

Скородумова Т. Siteva cuvinte despre gravura pe linoleum //Probleme de Arta Plastika. – 1960. - №1. – С.122-128 (статья Т, Скородумовой о технике линогравюры)

Маштакова Г. Жизнь в искусстве // Работница. – 1980. - №1 (репродуцировано 5 работ)

Савостюк О. Акварель и современность //Творчество. 1982. - №4. - (на с. 10 репродуцирована акварель «Укладка консервов. Из серии «На рыбоконсервном заводе». 1980-1981).

Шульгин А. Счастье Таисии Скородумовой // Юный художник. - 2013. - №3. - С.30

 

Календари.

Гравюры советских художников. Календарь на 1967 год. - М.: Советский художник, 1966 (репродуцирована линогравюра "Ночное окно")

 

Набор открыток.

Москва в произведениях советских графиков: Набор открыток. Вып.1. – Л.: Аврора, 1971 (открытка с воспроизведением линогравюры Т.Скородумовой «Третьяковская галерея»)

 

Газеты.

Сажин В. Искать свой путь. Заметки о воспитании молодых живописцев // Комсомольская правда. – 1954. – 7 янв. (отмечена ее дипломная работа «В школе»)

Соболев Ю. Графика молодых // Советская культура. – 1956. – 6 март.

Приходите завтра на выставку! // Московский комсомолец. – 1957. – 20 апр.

Открытки-сувениры // Советская культура. – 1957. – 29 янв.

Кузьмина М. Интересная заявка графиков //Советская культура. – 1957. – 18 мая. (особо отмечены ее гравюры «Ночное окно» и «Старая Бухара»)

1500 произведений молодых художников. Четвертая традиционная выставка //Вечерняя Москва. – 1958. – 20 июня.

Соколов-Скаля П. Искания и ошибки. Заметки с выставки молодых художников // Московская правда. – 1959. – 13 мая (особо отмечена ее гравюра «Дождик»)

Вечерние классы рисования // Вечерняя Москва. – 1959. – 16 мая (есть на фото в студии)

У нас на «четверге» // Комсомольская правда. – 1959. – 13 март. (есть на фото среди других художников)

Кончин Е. Художник и спорт //Советская культура. – 1963. – 17 авг.

Березин А. Связь поколений. По залам выставки московских художников // Московская правда. – 1970. – 28 янв.

Михайлов Н. Единомышленники // Московский художник. – 1978. – 23 авг.

Еланский Е. Все начинается с детства // Московский художник. – 1978. – 2 авг.

Эта притягательная акварель //Московская правда. – 1987. – 21 март.- С.4

Шашкина М. Полифония «тихой» выставки // Московский художник. – 1987. – 10 апр. – С.3

 

Неполные данные:

Кузнецова Л. Встреча в доме ученых. – 1973. – 17 апр.

Akvarelisti – par Latviju //Rigas Balss. – 18 авг .

Деревянное зодчество Русского Севера // Досуг в Москве. - №24. – С.3

 

 

Статья Г.Маштаковой из журнала "Работница" . 1980. №1

Дождь. Косой, промозглый. Угрюмая осенняя река. По лужам тяжело ступает женщина в черном под большим намокшим зонтом. О чем хочет поведать художница? Об одиночестве? Старости?

Мое знакомство с творчествомТаисии Николаевны Скородумовой началось с этой маленькой линогравюры. Образ неуютной поздней осени с ее сырыми корявыми деревьями, прозрачным — до ледяного небом и печальным женским силуэтом будил грустные мысли и вместе с тем необычайно притягивал. Три цвета, и такая выразительность, что невозможно было отвести глаза, отвернуться и забыть. Я говорю художнице о своем впечатлении от увиденного. Таисия Николаевна, скупо бросив: «Ранняя работа».— веером разбросала по полу мастерской листы цветных, более поздних гравюр. Светящиеся белоснежные ромашки с нежными желтыми глазками, ветки расцветшего багульника в простой стеклянной банке… Таисия Николаевна прежде всего график. А исток ее творческой жизни — в школьных уроках рисования. Учитель сумел увидеть талант в рисунках первоклассницы. Потом была художественная школа в Лаврушинском переулке в Москве, затем в Башкирии, куда были эвакуированы в первый год войны юные москвичи-художники. Там, в Башкирии, не приходилось искать натуру: каждый кусочек богатой природы будто сам просился на полотно.

Таисия Николаевна и сейчас, по-моему, не растеряла этой детской жадности —рисовать все, что видишь. Может быть, именно поэтому от ее работ веет теплом узнаваемости.

Вот еще одна из первых линогравюр, созданных сразу по окончании Московского государственного художественного института имени Сурикова,—«Ночное окно». Смотрю на этот теплый свет, струящийся из окна.
и возникает ощущение. что это я стою в сумерках заснеженного сада, у старого бревенчатого дома. А свет этот, обтекая голые фруктовые деревья, причудливо расплывается на снегу…

Сравнительно недавно яркая, праздничная акварель заняла равное со скупой на цвет графикой место в творчестве художницы. Оранжевые, как брызги солнца, ноготки на белой салфетке, закарпатская осень, насыщенная золотом и изумрудной зеленью.

— Много путешествую.— рассказывает Таисия Николаевна,—побывала в Средней Азии, на Севере, в Прибалтике, в городах-героях на Черном море.

Последние акварели — морская тема. На рабочих рисунках—маленькие сценки из жизни приморских городов; ремонт судов, засолка и сушка рыбы, починка сетей…

— В южных городах дворики все-все разные,—с видимым удовольствием вспоминает Таисия Николаевна,—в каждом особая жизнь течет. В Керчи к праздникам хозяева всегда белят дома, а окна газетами завешивают. Так интересно!

«Интересно», «грустно-, «одиноко», «радостно»… И настроения эти, такие личные и меняющиеся, живут в ее работах. Глядя на гравюры и акварели, именно это состояние прежде всего и воспринимаешь. Чувствуешь его, понимаешь и невольно заражаешься им.

Таисия Николаевна любит Крым, об этом можно бы ее и не спрашивать.

В матово-белых с голубизной акварелях столько нежности к этим будто морем вымытым городам, к их булыжным улочкам, к их трудовому люду.

Видеть в естественном и привычном прекрасное — не главная ли это черта человека, творящего искусство?

 


 

 

 

 

 

 

 



 

 

Free counters!
Рейтинг@Mail.ru


Copyright © Аrkady Zrazhevsky. 2003 - 2016
Любое копирование материалов с сайта возможно только с разрешения автора