Павлов Петр Петрович
(1860-1925?)
крестьянин; фотограф, владелец фотоателье и фототипии; член РФО с 1894 г.;
в 1900–1903 гг. — член ревизионной комиссии РФО
Получил бронзовую медаль на Московской фотовыставке 1896 года.
На обороте паспарту: "Фотография П.Павлова. Мясницкая, дом Вятского подворья против книжного магазина Бр. Салаевых, Москва. Основана в 1891 году"
21 сентября 1891 г. в «Московском листке» было дано объявление: «Фотография П. Павлова. Имею честь уведомить почтенную публику, что 19 сентября сего года мною открыта фотография на Мясницкой, в доме Вятского подворья, против книжного магазина бр. Салаевых. Надеюсь, что я заслужил благосклонное внимание почтенной публики, занимаясь более 10 лет в фирме „Шерер и Набгольц“. В моей фотографии я предлагаю свою работу по самым умеренным ценам. Воспитанникам всех учебных заведений делаются значительные скидки. С почтением, фотограф П. Павлов».
В этом же доме жила и семья Петра Петровича. Женой фотографа была дочь художника А.К. Саврасова — Евгения Алексеевна, участвовавшая в хозяйственных делах фирмы.
П.П. Павлов в 1896 г. был экспонентом двух фотографических выставок: в Москве и Нижнем Новгороде. В Москве выставка проходила в здании Верхних торговых рядов (с 24 февраля по 19 апреля) в 13 залах; в одиннадцатом зале размещалась большая коллекция портретов, выполненных П.П. Павловым.
И в Москве и в Нижнем Новгороде его фотографические работы были удостоены бронзовых медалей.
В 1899 г. Павлов по соседству с фотографией открывает в Милютинском переулке, в доме Арбатского, еще одно заведение — фототипию. С 1891 г. рядом с ним трудится его младший брат — Ефим Петрович Павлов . К 1899 г. в Москве уже действовало десять фототипических частных заведений, их владельцами были: К.А. Казначеев, товарищество «А.А. Левенсон», А.И. Мей («Шерер, Набгольц и К°»), А.А. Мецгер, И.И. Пашков, Отто Ренар, И.Д. Сытин, И.Д. Худяков, К.А. Фишер и В.Г. Чеховский . Все были высокохудожественными профессионалами.
Многие работы Павлова также вошли в историю литературной и театральной жизни Москвы. Достаточно вспомнить одну из них: «Чтение „Чайки“ А.П. Чехым артистам МХТ». Фотография была сделана весной 1899 г. и так полюбилась актерам, что с нее были выполнены миниатюрные отпечатки и вправлены в брелки. Актер и режиссер МХТ Василий Васильевич Лужский (1869–1932) свой брелок с миниатюрной фотографией участников спектакля «Чайка» подарил музею А.П. Чехова. Фототипии же с этой фотографии поступили в продажу и пользовались большим спросом.
В фотографии и фототипии Павлова работали фотографы-профессионалы: с 1901 г. — Николай Николаевич Боднаровский и Иван Фомич Вентцкевич; с 1902 г. — Георгий Яковлевич Ильин. С 1907 г. к ним присоединился и сын Петра Петровича — Михаил. В 1905 г. в фотографии был поставлен телефон .
Замечательные снимки Павлова привлекали современников. Фотограф получал заказы от знаменитых торговых фирм России. Так, товарищество чайной торговли «Петра Боткина Сыновья» к столетнему юбилею фирмы заказало фототипический альбом, посвященный истории фирмы. С 1801 по 1901 г. она имела филиалы в Лондоне, Ташкенте, Баку, Риге, Киеве, Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде (на ярмарке). Портреты основателей фирмы, групповые снимки сотрудников, офисы, здания, торговые помещения, склады и т.д. — все попало на страницы альбома, который был издан в 1901 г.
С 1898 г. П.П. Павлов проводит крупномасштабную съемку достопримечательных мест Москвы и ее архитектурных памятников. Снимал Москву и все последующие годы.
28 ноября 1900 г. в фотоателье Павлова произошел пожар, но, видимо, больших убытков он не принес, судя по объявлению фотографа, данного 8 декабря 1900 г.: «Ввиду распространившегося слуха о моем пожаре, бывшем 28 ноября сего года, честь имею уведомить почтенную публику, что заказы и оставленные оригиналы от пожара не пострадали. Работа фотографии не прекращалась».
В 1912-1913 гг. Московское городское управление выпустило большого формата «Альбом зданий, принадлежащих Московскому городскому общественному управлению. Т. I» (второго тома не было). Альбом содержит 220 фототипий, выполненных П.П. Павловым, которые расположены по разделам: народное образование, врачебная помощь, общественное призрение, городские предприятия и т.д.]
Творческое наследие Петра Петровича Павлова большое — сохранилось немало фотографических портретов, театральных снимков (он много сотрудничал с Московским Художественным театром), фотограф запечатлел сцены городской жизни и праздники, народные гулянья, коронационные дни 1896 г. и т.д.
В 1914 г. фотограф переехал на Петровку, в дом № 28/16. В 1924 г. адрес указывался так: Петровка, дом № 28/2 . Это был последний год работы фотографа.
//ШиповаТ.Н. Фотографы Москвы — на память будущему.
1839–1930: Альбом-справочник. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив»;
АО «Московские учебники», 2001