Аркадий
Зражевский
Фотографы дореволюционной и послереволюционной России
Аrkady
Zrazhevsky




 

 


Всего сто лет прошло, а как изменились лица людей!
Эти старые фотографии открывают нам целую эпоху - мир почти незнакомый, но заглядывать в него одно удовольствие!
Искренне восхищает искусство фотографии тех лет, мастерство фотографов.
Техника цифровой фотографии непрестанно совершенствуется и уже достигла невероятных высот. И только одного она не может - добиться этого потрясающего ощущения, которое испытываешь, рассматривая старые фотографии, когда буквально ощущаешь присутствие человека, его ауру, погружаешься в обаяние другой эпохи...
Я не занимаюсь коллекционированием старых фотографий профессионально, это скорее просто хобби, но именно это и доставляет особое удовольствие!
Приятного путешествия по страничкам фотографов, перечисленных ниже!
Я обязательно буду пополнять этот раздел моего сайта, наполнять его новыми фотографиями.

 


Адамович А., г. Калуга

Андерсон Карл Карлович, г. Санкт-Петербург

Бергамаско, Карл Иванович, г. Санкт-Петербург

Белоцерковский Яков Абрамович, г. Одесса

Бик Борис Романович, г. Симбирск

Брезанов Иосиф Михайлович, г. Санкт-Петербург

Бродовский Роман Флорианович, г. Москва

Булла Карл Карлович, г. Санкт-Петербург

Вальдман А., г. Саратов

Вальдман Борис Исаевич, г. Пенза

Васильев А.П., г. Симбирск

Васильева, Е.П., г. Самара

Витлин Яков Вульфович, г. Кременчуг

Владимир

Волков Михаил Павлович, г. Москва

Волковир Б.И., г. Херсон

Высоков Александр Семенович, г. Москва

Вяткина Анна Павловна, г. Казань

Гагаев Михаил Николаевич, Самарин А.Н. , г. Нижний Новгород

«Гани». Айвазов Айваз Аввакумович, г. Москва

Гартвиг Людвиг Андреевич, г. Москва

Герингер Карл Касперович, г. Херсон

Готлиб Борис Фомич, г. Одесса

Гришняков С.А., Саратов

Данилов Иван Данилович, г. Москва, ст.Пушкино

Динесс Валериан Андреевич, г. Иркутск

Дынин С.Г. (Шолом Моносович Печерский), г. Могилев

Еропов Н.А., г. Казань

Ершов М.С., г. Москва

Засыпкин М.А., г. Казань

Иваницкий Алексей Михайлович, г. Харьков

Иванов Семен Иванович, г. Казань

Кантер Семен Осипович, г. Тула

Карелин Андрей Иосифович, г. Нижний Новгород

Киселев Николай, г. Пятигорск

Колокольников Алексей Николаевич, г. Казань

Красуский С.Т., г. Херсон

Кубарев Алексей Евсеевич, г. Симбирск

Кулага И.И., г. Омск

Курбатов Алексей Сарапионович, г. Москва

Мастрюков М.С., г. Казань

Мебиус Юлий Христиан, г. Москва

Меньшиков В., г. Борисоглебск

Миллер Я.Н., г. Волковыск (ныне Белорусь)

Можаровский Г. (Иосиф), г. Херсон

Нежельский И.Ф., г. Борисоглебск

Нейзель В., г. Щелково

Немцович Шалом Арелович, г. Ташкент

Никитин Спиридон Никитович, г. Симбирск

Николяи С.Ф., г. Ташкент

Норвилло Антон Александрович , г. Оренбург

Овчаренко Егор Максимович, г. Москва

Опитц Л.А., г. Ковно (ныне Каунас, Литва)

Оцуп Александр Адольфович, г. Санкт-Петербург

Павлов Петр Петрович, г. Москва

Платонов Александр Петрович, г. Сергиевский Посад

Плеханов Спиридон Дмитриевич, г. Москва

Подзоров Федор Иванович, г. Владивосток

Поляков Петр Львович, г.Уральск

Равицкий Станислав, г.Варшава

Раевский Ливерий Викторович, г. Вологда

Rembrandt P. , г. Двинск (ныне Даугавпилс, Латвия)

«Рембрандт». Зимсон Александр Христофорович, г. Казань

Риттер Устинья Ивановна, г. Москва

Сажин, Николай Николаевич, г. Муром

Свейковский Альфред Альбертович фон, г. Ярославль

Свенторжецкая Лариса Фотиновна (Фотиевна), г. Москва

Семененко Александр, г. Санкт-Петербург

Стейкер (Штейкер) Александр Федорович, г. Москва

Степанов Г.

Тачалов Иван Александрович, г. Тверь

Тираспольский Нухим Лейбович, гг. Херсон и Екатеринослав

Тираспольский Яков Львович, г. Одесса

Трунов Георгий Васильевич, г. Москва

Успенский В.Т., г. Москва

Федоров В.Г., г. Казань

Фельзер Соломон Симонович, г. Казань

Фишман Борух Зейликович, г. Оренбург

Чеховский Василий Григорьевич, г. Москва

Шепелев Матвей Никифорович, г. Саратов

Шерер & Набгольц, г. Москва

Эйхенвальд Александр Федорович, г. Москва

Якобсон М.М., г. Казань

Яковлев Иван Павлович, г. Санкт-Петербург, Кронштадт

 

Фотографии неизвестных фотоателье

Лица эпохи. Фотографии дореволюционной России

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ФОТОГРАФИИ

Дореволюционные фотосалоны бережно относились к хранению негативов. Они в то время представляли собой стеклянные пластины, на которые при фотосъемке проецировалось изображение (затем изображение проявлялось и фиксировалось). Поэтому на паспарту фотосалонов того времени можно видеть пометку «Негативы хранятся». Спустя некоторое время можно было обратиться в фотоателье и заказать повторную печать сделанной ранее фотографии.

Паспарту, на которые наклеивались фотографии, сделанные в фотосалонах содержали сведения о фотографе, местонахождении фотомастерской, наградах фотографа на международных выставках, высочайших благодарностях и проч. Медали, помещенные на бланках, свидетельствовали о том, где и когда проводились выставки, в которых участвовал владелец фотографического заведения и на каких отличился (выставки были самые разнообразные - всемирные, международные, политехнические, мануфактурные, сельскохозяйственные, фотографические).

Надо заметить, что порой фотография наклеивалась на имевшееся в наличии на тот момент паспарту, а не на то, которое было на первоначальном снимке, поэтому абсолютно точно датировать фотографию, исходя из внешнего вида паспарту невозможно.

По данным Фотографического календаря на 1891 г . к 1890 году использовались следующие форматы паспарту (бланков) для фотографий (через / указывается размер фотографии)::

Миньон................................................40х78 / 36х70 мм. ;
Визитный, или «Виктория»............ .62х101 / 54х92 мм;
.......................................................... ...65х105 / 56?94 мм.;
........................................................... ..82х127 / 70?105мм. ;
Стереоскопический..........................88х178 / 75?80 мм;
..............................................................88х180 / 75?80 мм.;
Кабинетный........................................108х166 / 100?137 мм;
............................................................. 110х170 / 100?137 мм.;
Променадный....................................105х210 / 93?200 мм.; Будуарный..........................................135х220 / 123?189 мм.; Империаль.........................................175х250 / 160?217 мм.; Панель................................................180х320 / 160?300 мм.

 

Самыми распространенными были форматы Кабинетный («Кабинет-портрет») и Визитный. Паспарту для них заказывались в типографиях. Например, паспарту фотографий московского фотографа И.Данилова изготавливалось в столичной литографии И.Покорного ( Покорный Иосиф Иосифович (1862 – 20 мая 1914, похоронен в Одессе). Литограф с 1879 года в Одессе, в Киеве с 1890-х гг., с 1895-1896 гг. – в Москве, с 1904 года – в Либаве). Фотограф С.Ф.Николяи из Ташкента и П.Павлов из Москвы заказывали их у Иосифа Николаевича Скамони в Санкт-Петербурге. Л.А.Опитц – фотограф из Ковно (г.Каунас, Литва) указывал, что заказывал паспарту в художественной литографии И.Покорного из Либавы (г.Лиепая, Латвия). А один из лучших фотографов Тулы С.Кантор и известный московский фотограф Ю.Мебиус вообще заказывали паспарту в Вене в типографии «Turkel & Steiner» ( совладельцы литографического заведения в 1890-х гг. ). Для А.Платонова паспарту изготавливал И.Гек из Москвы ( Гек Иван Карлович – московский литограф в 1902-1918 гг. В начале 1902 г. он открыл "Первую русскую фабрику художественных паспорту, рамок, альбомов и фотографических бланков в Каретном ряду (Косой переулок, дом Лобзева)". С этого времени в продажу начали поступать художественные паспарту для фотографий, которые активно использовали фотографы-любители.

Таким образом, можно сказать, что дореволюционная Фотография это искусство сразу нескольких мастеров - фотографа, литографа и художника.

На обороте паспарту, как правило, находился фирменный рисунок, порой очень красивый, содержащий информацию о фотографе и его достижениях. Такие представительные паспарту были недешевы, поэтому из-за недостатка средств некоторые фотоателье вынуждены были на них экономить. Вот почему на обороте паспарту вместо рисунка нередко можно увидеть лишь простой штамп с данными о фотографе. Часто встречаются стандартные паспарту без данных о фотоателье, зато с изображением медалей на лицевой стороне и надписями там же: «Cabinet portrait», «Souvenir» или «Visit portrait». Следует отметить, что встречаются фотографии, выполненные повторно даже в престижных фотоателье, наклеенные именно на такие паспарту.

В 1910-е гг., как отмечает в своей книге Т.Н. Шипова, производство паспарту пошло на убыль, исчез роскошный бристольский картон: вместо него уже использовались сорта дешевой бумаги. Искусство фотографического бланка (паспарту) стало угасать и постепенно исчезло.

Учитывать, в какой типографии были напечатаны паспарту важно еще и для того, чтобы получить возможность уточнить датировку фотографий, которые были на них наклеены.

Фотографии формата «Кабинет-портрет» хранились в домашних альбомах или в рамочках. А вот использование визиток было гораздо шире. Их дарили при знакомстве на память, а порой они служили даже удостоверениями личности, поскольку содержали фотографию владельца. Достаточно было официальному лицу сделать пометку на этой визитке, и она становилась почти заменой удостоверению личности владельца.

Фотографии в то время стоили весьма недешево, и далеко не все могли позволить себе эти расходы. Если же приходили фотографироваться, то часто делали это семьями. В этих случаях делались портреты каждого члена семьи в отдельности, затем групповой снимок, и, если кто-то желал, фото в других сочетаниях.

Например, казанцы могли заказать портрет любого размера, перенести фотографию на камень, фарфор, металл. Хотя реклама и утверждает, что цены на фотоуслуги общедоступны, в XIX веке это было не совсем так. Групповая фотография стоила 1 рубль 50 копеек, визитный портрет - те же полтора рубля за шесть штук, кабинетный - 4 рубля за те же полдюжины экземпляров. Заплатить такие деньги единовременно могли позволить себе лишь состоятельные граждане, городская аристократия и купечество.

Начало 20 века было ознаменовано настоящим фотографическим бумом. Благодаря техническим новинкам и росту фотоателье - снизились цены на фотографии. Очевидец писал в 1910 году: "... в районе Невского проспекта в фотоателье выстраивались очереди...". В 1913г. только в Петербурге по адресной книге значилось более 150 фотомастеров. Фотографироваться было модно и на периферии.

В книге Ю. Барашкова "Ностальгия по деревянному городу", рассказывающей об Архангельске можно прочесть следующее: "Из всех искусств более всего любили фотографию. Позировать перед объективом было событием, и уж, конечно, никто не хотел отстать от других. Представители всех слоев местного общества шли в студии Лейцингера, Соберга, Сорокина и Подрухина, и те снимали их такими, какими они были на самом деле: неуклюжими, счастливыми, гордыми, сентиментальными. Групповые портреты, сделанные на увеселительных сборищах, карточки для семейных альбомов - молодые парочки, бабушки и дедушки, "ангелочки", умершие еще в младенчестве, - все эти старые фото в чем-то сродни народному искусству. Их персонажи, проглотившие аршин, напоминают канонические изображения святых. Тарифы в студиях были по тем временам огромные - до трех рублей за портрет, и еще беднягам-клиентам приходилось за свои деньги выносить настоящую пытку: дав покрыть себе лицо толстым слоем белой пудры, неподвижно сидеть перед камерой минимум 20 минут".

 

СОВЕТЫ ПО ХРАНЕНИЮ СТАРЫХ ФОТОГРАФИЙ

Поскольку поверхность фотографий была уязвима для царапин, загрязнений или выцветания, то с тыльной стороны на паспарту приклеивалась папиросная бумага ( т.н. "фартук" или "этикет"), слой которой (чистый или с рекламой фирмы), перекинутый на лицевую сторону предохранял фотографию от повреждений. Фотографии хранились в специальных альбомах, в которых было исключено трение листов о фотографии. Эти альбомы сейчас являются предметом охоты для коллекционеров антикварных фотографий.

К сожалению, хранить такие фотографии в распространенных ныне альбомах (за исключением, пожалуй, альбомов фирмы Henzo) нельзя. Особенно это касается, т.н. «магнитных» альбомов. Клеящие полоски, используемые для страниц этого типа, со временем желтеют и часто вызывают появление желтых полос, проступающих на фотографиях. Уже через несколько месяцев клейкая полоска настолько затвердевает, что фотографию невозможно удалить со страницы без риска разорвать ее на части. Опасно хранение фотографий и в альбомах со страницами с кармашками из поливинилхлорида, также портящих фотослой. Через несколько лет материал PVC начинает разлагаться с выделением химических компонентов, входящих в его состав. Эти жирные или клейкие вещества могут вызвать на фотографиях появление окрашенных пятен. Часто фотографии склеиваются с материалом кармашков, в результате чего вынуть фотографии из него становится невозможным.

Нельзя хранить старые фотографии и в других альбомах, предназначенных для художественного оформления фотографий. Со временем, пластик, картон, бумага и клей, содержащиеся в этих альбомах, нанесут ущерб вашим фотографиям. Можно использовать только альбомы, предназначенные для архивирования или как минимум сделанные из бескислотной бумаги. Обычно она и обозначается как «бескислотная» или «Acid-Free» и архивная (Archival). Для фиксации фотографий на страницах альбома следует использовать только майларовые уголки (майлар-D).

В соответствии с Международными стандартами, архивные материалы должны быть:
- изготовлены на 100% из целлюлозы, без древесных волокон
- не должны содержать кислоту - должны иметь уровень кислотности pH 8,0 – 9,5
- содержать 2% карбоната кальция для защиты от факторов внешней среды. Обозначения стандартов: (ISO 9706, ANSI IT 9.16 / ISO 14523-1999).

Лучший способ хранения старых фотографий – архивные коробки. Архивные коробки сделаны из бескислотной, безлигниновой бумаги (картона), и сконструированы так, чтобы быть прочными и безопасными, защищать содержимое от грязи и пыли, а также проникновения света, который вреден для фотографий в течение длительного периода времени.

Хранить альбомы или коробки с фотографиями нужно в местах с отсутствием повышенной влажности, больших перепадов температур, желательно с отсутствием солнечного света, под воздействием которого фотографии выцветают. Разумеется, нельзя хранить их в подвалах, на чердаках и в гаражах.

Очень хочется верить, что уникальные свидетельства эпохи – фотографии, прожившие без значительно ущерба для своего состояния почти сто лет не станут жертвой использования современных материалов и будут радовать еще не одно поколение людей.


 

ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ В РОССИИ


. В 1878 году появилось первое фотографическое общество — Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО). Задачей его было изучение и исследование фотографии как отрасли техники.

В 1897 году было основано Санкт-Петербургское фотографическое общество. В уставе общества было указано, что оно имело своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов.
В 1981 году появилось фотографическое общество в Одессе, в 1984-м — Русское фотографическое общество в Москве.. Членом Русского фотографического общества мог стать любой, подавший заявление общему собранию. Членский билет давал право на свободное фотографирование по всей России. К 1897 году в обществе насчитывалось 975 человек,, в 1916-м — 1179. Общество имело действительных, пожизненных и почетных членов.
Свои фотографические общества были созданы во многих больших городах России, например в Архангельске, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Перми, Ярославле.

 

РУССКОЕ ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В МОСКВЕ (1890-1930)

Было учреждено в 1894 г. До 1917 г. это был крупнейший творческий союз фотографов России, объединивший ученых, профессиональных мастеров и любителей. В состав РФО входили – В.К.Вульферт, В.И.Срезневский, А.М.Лавров, К.А.Тимирязев, С.М.Прокудин-Горский, А.О.Карелин, С.А.Лобовиков, Н.А.Петров, А.С.Мазурин, М.П.Дмитриев, А.И.Трапани, Н.И.Бобир, К.А.Фишер и многие другие фотографы из российских столиц и провинции. Численность организации достигло своего пика к началу Первой Мировой войны, и составила около 1500 человек.

В Уставе РФО предписывалось содействие в разработке и распространении художественных, научных и технических знаний в области фотографии. С целью объединения фотографов всей России и обмена опытом весной 1896 г. был проведен 1-й съезд русских деятелей по фотографическому делу. С 1905 г. РФО выпускало собственное ежемесячное издание под названием «Повестки Русского Фотографического Общества в Москве», а с 1908 по 1918 г. - «Вестник фотографии» с иллюстрированным приложением. РФО проводило практические занятия, регулярные конкурсы, комплектовало фотографический архив для будущего музея, участвовало в проходящих в России и за рубежом выставках, на которых члены организации получали высшие награды. Все мероприятия РФО были нацелены на повышение профессионального мастерства фотографов и расширение художественного кругозора посредством общения единомышленников.

Судьба РФО после 1917 г. некоторое время оставалось неясной. Число членов организации сократилось, изменился социальный состав. Общество лишилось финансовых влияний. Имущество организации национализируют. В 1922 г. фотографический архив РФО поступает в Государственный Исторический музей.
РФО продолжает свою деятельность, желая не отстать от культурной жизни страны в контексте нового времени и в 1922-1924 гг. добивается восстановления в статусе самостоятельной организации при Государственной Академии Художественных наук. Основной костяк РФО составили жители Москвы и области — Н.П.Андреев, А.Д.Гринберг, Ю.П.Еремин, С.К.Иванов-Аллилуев, Н.И.Свищов, З.З.Виноградов, В.И.Улитин, П.В.Клепиков, К.В.Чибисов, Б.П.Подлузский, А.В.Донде и другие.

В 1920-е гг. русская художественная фотографическая школа добилась мирового признания. Зарубежная пресса отмечала, что произведения русских авторов отличаются глубокой одухотворенностью и совершенством исполнительского мастерства. Члены РФО сформировали свои творческие позиции еще до Октябрьской революции, и прошедшее время мало повлияло на их художественное мировоззрение. Творческий процесс рассматривался «мастерами старой школы» как создание вдохновенной фотографической картины. К концу 1920-х гг. именно эти фотографы оказались подвергнутыми критике, обвинены в аполитичности, эстетстве и буржуазности, а сама организация объявлена пропагандистом чуждых творческих идей. Актуальную пропагандистскую роль стала играть документальная фотография, отражающая этапы социалистического строительства.

В 1930 г. опубликовали постановление о роспуске РФО по причине невозможности преемственности между дореволюционным и советским фотографическим движением. Число членов организации к тому времени составило всего лишь 75 человек.


Некоторое время назад была издана замечательная книга, посвященная дореволюционной фотографии:

ШиповаТ.Н. . Фотографы Москвы -на память будущему. 1839-1930. Альбом - справочник. М. : Изд-во объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001. - 368 стр. - тир. 1000 экз.

 

На РГБ в свободном доступе для скачивания есть книга: Личный состав русскаго фотографическаго общества в Москве. на 1902г

 

Free counters!




 

 

Copyright © Аrkady Zrazhevsky. 2003 - 2021
Любое копирование материалов с сайта возможно только с разрешения автора