Аркадий
Зражевский
Фотографы дореволюционной и
послереволюционной России
Arkady
Zrazhevsky



 

 


Трунов Георгий Васильевич

(Петровка, д.Ганецкой; Арбатская пл. на уг.Воздвиженки, д.Арманд; Столешников пер., 8; Тверская, д.Лямина; Петровка, д,Соколова (д.Фирсановой), над магазином Вандраг)

Москва, Зацепа, д.Лобачева, рядом с Павелецким вокзалом

 

Мещанин г. Ростова-на-Дону; фотограф; член РФО с 1894 г.

«Ростовского что на Дону мещанина Георгия Васильевича Трунова прошение. Желаю открыть в Москве, Тверской части 2-го квартала, в доме Арманд, фотографическое заведение, имею честь… просить разрешение выдать свидетельство. Москва, августа … дня 1880 г. Жительство имею Тверской части 2-го квартала, в доме Арманд»

Свидетельство на право работы было выдано Трунову 1 сентября 1880 г. Заведение находилось на Арбатской площади, на углу Воздвиженки, в доме Арманд.
С 1880 г. Г.В. Трунов — фотограф Общества спасения на водах Московского округа, о чем он и сообщал в рекламных текстах фотографических бланков.
С 1881 г. в «послужном списке» мастера значилось, что он находится «под высочайшим покровительством Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны» — супруги Александра III. Царская семья проявляла постоянный интерес к делам фотографии, нередко оценивая работы фотомастеров самой высокой наградой — правом изображать на снимках государственный герб. Члены царской фамилии покровительствовали петербургским, московским, тифлисским фотографам (будущий царь Александр III поощрял фотографов М.П. Настюкова и И.Г. Дьяговченко, великий князь Константин Николаевич — М.М. Панова).
В 1883 г. Трунов был удостоен благодарности «Его Императорского Величества за фотографию» и отмечен «подарком Его Высочества Павла Александровича за фотографию», о чем и было сообщено на оборотах фотографических бланков.
2 ноября 1882 г. фотограф заявил, что его заведение теперь называется «Большая Московского фотография» и находится по прежнему адресу, на углу Воздвиженки, Арбатская площадь, дом Арманд. «Снимки производятся каждодневно. Групповые портреты всех размеров… С детей снимаю моментально. Фотография открыта от 9 до 5 вечера».
В ноябре 1884 г. на Петровке, в доме Соколова, над магазином Вандраг, было открыто Труновым еще одно фотоателье [5]. Некоторое время он был владельцем двух ателье, причем на Петровке считалось основным, а в доме Арманд работало «отделение» фотографии.


2 июня 1885 г. Г.В. Трунов дал объявление в «Московском листке»: «Отделение фотографии, бывшее у Арбатских ворот, переведено на Петровку, где и хранятся все негативы, снятые на Арбате и Петровке, почему и прошу своих заказчиков являться со своими требованиями на Петровку, дом Соколова, где магазин Вандраг»
(Варфоломей Иванович Вандраг содержал шляпный магазин, а шляпы шил на своей фабрике.)
1 сентября 1885 г. новое сообщение: «…с фотографией, что была на Арбатской площади, ничего общего не имею. Извещаю, что моя фотография, будучи закрыта на летние месяцы по случаю перестроек, с 1 сентября возобновила свои работы» .


Обосновавшись с 1884 г. на Петровке, в доме Соколова, Трунов оставался в этом доме многие годы. Чтобы ориентироваться в датировке фотографических изображений, надо знать, что примерно до 1891 г. дом принадлежал Соколову. С 1892 г. его владелицей стала Вера Ивановна Фирсанова, потомственная почетная гражданка Москвы. До этого года на обороте бланков Трунова была надпись: «Дом Фирсановой, над магазином Вандраг». В 1893 г. Фирсанова вышла замуж за красавца корнета Алексея Николаевича Ганецкого (Гонецкого) и сменила фамилию. На бланках появилась реклама: «Дом Ганецкой, бывш. Фирсановой, над магазином Вандраг». До 1903 г. фотография Трунова оставалась на Петровке, в доме Ганецкой. В 1904 г. (и несколько месяцев 1905-го) адрес уже другой: Тверская, дом Лямина, рядом с домом генерал-губернатора».
1905 г.: Тверская, дом Лианозова (на время ремонта в доме Лямина).
1906 г.: Тверская, дом Лямина. 1911 г.: Столешников переулок, дом № 8. Здесь и застал фотографа 1917 г. В 1924 г. по этому адресу находилась фотография ВЦИК


У Г.В. Трунова в октябре 1894 г. фотографировался А.П. Чехов, которого вместе с Т.Л. Щепкиной-Куперник и Л.Б. Яворской привез в дом Ганецкой Ф.А. Куманин, основатель и редактор-издатель журнала «Артист». «Снимались мы все вместе и порознь, наконец решено было на память сняться втроем. Мы долго усаживались, хохотали, и когда фотограф сказал: „Смотрите в аппарат“, — А.П. отвернулся и сделал каменное лицо, а мы все не могли успокоиться, смеясь, приставали к нему с чем-то, и в результате получилась такая карточка, что Чехов ее окрестил „Искушение св. Антония“» — так вспоминала о пребывании в ателье у Трунова в своих мемуарах Т.Л. Щепкина-Куперник .
После смерти Александра III в 1894 г. из рекламы фотографа исчезает текст, говорящий о покровительстве императрицы Марии Федоровны.


Как и многие фотографы Москвы, Трунов запечатлевал целые театральные спектакли. У него любили фотографироваться актеры, писатели. Довольно часто он снимал группы студентов-выпускников с преподавателями. Начиная с 1907 г. с Труновым работал его сын Георгий Георгиевич.

 


На обороте надпись: "Просто душевной и доброй Верочке от подруге по учебе". 4 мая 1905 г.

 

 

 

 

 

 


 



 

 


Free counters!

Arts.In.UAАртНау - живописьРейтинг@Mail.ru Magenta Art Gallery
MyFreeCopyright.com Registered & ProtectedCreate a free website

Copyright © Аrkady Zrazhevsky. 2003 - 2014
Любое копирование материалов с сайта возможно только с разрешения автора