Виноград и медь. Солнце, притаившееся в полупрозрачных ягодах и темном металле. Чьи руки держали эти диковинные чаши, касались этих подсвечников? Дон Гуана и донны Анны? Или блистательной Тереховой в «Собаке на сене»? Натюрморты Аркадия Зражевского, выставка которого открылась 21 апреля в КЭЦ, уводят в Средневековье. За «тихой жизнью вещей» чудятся пиршества в замках, «в кольцах узкая рука», звуки лютни, за проблесками позолоты на темном фоне — меха и шелк.
Впрочем, автор выставки мог бы со мной поспорить, ведь среди свечей, кубков и чаш — ендова, тарель, наши, русские, и ничуть не менее «звучные» в смысле ассоциаций. И боярыня Морозова с полным правом могла бы п¬встречаться на пиру с прекрасной Дианой.
Русские, конечно, и пейзажи, которыми изобилует выставка. Уроженцы Владимирской и Калужской областей, загляни они в КЭЦ, наверняка узнали бы милые сердцу места, которые дороги и художнику. Собственно, теперь и дзержинцы, и жители более десяти других малых городов и столицы знакомы с живописными полотнами Аркадия Зражевского. «Я в плане выставок человек неутомимый,—говорит Аркадий Александрович.
— Мне как любому художнику важно поделиться со зрителем тем, что очаровало меня».
Неутомим Аркадий Александрович и в другой своей ипостаси —организатора и директора картинной галереи города Красноармейска. Каждые две недели там обновляется экспозиция, так что земляки Зражевского уже знакомы с творчеством более чем трехсот российских художников. Аркадий Александрович по праву гордится тем, что его сотрудникам удалось так заинтересовать горожан, что теперь их не нужно зазывать на выставки—люди звонят сами с просьбой организовать экскурсии. Настоящая система сложилась во взаимоотношениях с детскими садиками и школами: и малыши, и старшеклассники регулярно бывают здесь и с помощью экскурсовода учатся постигать язык живописи.
Художник по призванию, Зражевский трепетно относится к собратьям по цеху, выставки которых он готовит в галерее, иногда даже приходится самому натягивать холсты на подрамники, развешивать картины. Но дело того стоит, убежден подвижник, стараниями которого родной городок (28 тысяч населения) живет интенсивной духовной жизнью. Поскольку гале¬реи призваны не только выставлять, но и собирать, в запасниках «красноармейцев» более тысячи полотен, и процесс продолжается. Конечно, поддерживает РОСИЗО,
который комплектует музей, но существует галерея на средства местного бюджета, и, по словам Зражевского, «администрация убедительно доказывает, что мы нужны городу».
Бывая в Третьяковке, художник может подолгу стоять у работ Кустодиева. Нравятся Мещерский, Вельц, старые голландцы. Но едва ли не меньшее удовольствие он получает, открывая землякам очередного современного художника. (Кстати, именно благодаря усилиям директора галереи не пропали бесследно работы некоего подмосковного художника, недавно умершего.) Надеемся, что удовлетворение принесет и выставка в Дзержинском, где пока еще не записываются на «живописные» экскурсии, но в КЭЦ заглядывают охотно.
Материалы подготовила Светлана ЗАЙЦЕВА