Публикации о Рубене Варшамове в журналах и газетах
ЖУРНАЛЫ
Детская литература. – 1982. - №11. – С.76
В Юрских лесах – вступление // Пионер. – 1987. - №1. – С.58 Началова, Н. Доистория в картинках //Детская литература. – 1989. - №5. – С.68-71
Иванов Н. В мир природы с Рубеном Варшамовым: Интервью с художником // Юный художник. - 1992. - №3-6. - С.5-7
Тростников В. В компании поэтов, рыцарей и других странных существ: С юбилейной экспозиции Рубена Варшамова // Юный художник. - 1996. - №12. - С.41-43
Орлов, О. Паруса и книги // Костер. – 1996. - №2. – С.24-25
Толкачев, Д. Веселые картинки // Профиль. – 1996. - №4. – июль.- С.47
ГАЗЕТЫ
Коркин, В. В мастерской художника. Сказочная реальность // Литературная газета. – 1992. - №20. – 13 мая. – С.8
"Веселые картинки" выросли и стали веселыми книжками: интервью с Рубеном Варшамовым // Книжное обозрение. - 1996. - №27. - 2 июля. - С.23
Динозавры на Солянке 1996. - №211. – 17 сент. – С.7
Проценко, Г. Красный парус в море надежд // Советский спорт. – 1996. - №157. – 21 сент. – С.4 Русакова, Ю. Кот Бегемот на Солянке // Правда. – 1996. - №74. – 28 сент. – С.4
Динозавры на Солянке // Вечерняя Москва. - 1996. - 17 окт.
Русакова, Ю. Зачать ребенка можно от картины… // КП в Москве. Спец. Приложение для читателей столицы и Подмосковья. – 1996. - №73. – 11 дек. – С.4
Баратова, Н. Рубен Варшамов // Галерея: иллюстрированная газета изящных искусств. – 1999. - №6. – С. 3
Тростников В. Некролог // АРТгазета. -2000.- №21. - С.2
Рубен Артемович Варшамов. Некролог // Культура. - 2000. - 18-24 мая
Черенков, А. Памяти художника и капитана // Пятница. – 2000. – 19 мая. – С. 2
Черенков, А. Памяти художника и капитана // Народная газета. – 2000. - №87. – 19 мая. – С.2
Веселые-невеселые картинки // Ваш досуг. – 2001. – 21-26 мая. – С.64
Графика Рубена Варшамова // Досуг в Москве. – 2001. - №22. – 26 мая. – С.10 Маркина, Т. Оборотная сторона Веселых картинок // Культура. – 2002. - №167. – 17 сент.
Васенина, Е. Варшамовские картинки // Новая газета. – 2002. – 19 сент. – №69 Зражевский, А. Алмазные слезы Рубена Варшамова // Городок. – 2003. - №22. – 30 мая. – С.
// Афиша. – 2003. – 2-15 сент. – С.117 Калмыков, О. Картинки жизни // Тверская, 13. – 2005. - №85 (1033). – С.7
Островок свободы во главе с нонконформистом
В первой книге цикла – «Веселое детство «Веселых картинок» мы уже писали, что этот детский журнал еще в 50-е годы стал своеобразной территории свободы творчества для художников-иллюстраторов, хотя в то время о свободе печати в стране нечего было и мечтать. Журнал не подвергался цензурным проверкам – такого положения сумел добиться легендарный основатель издания Иван Семёнов. В журнале царила атмосфера творчества, поощрялись выдумка, новаторство, юмор. И, напротив, на страницах «Веселых картинок» не было назидательности, скуки, строгости, стремления поучать маленьких читателей и выстраивать для них какие-то рамки. Семёнову удалось собрать в журнале команду выдающихся детских художников, для которых работа в такой вольной атмосфере была в радость. В коллективе был хороший баланс корифеев и молодых талантов – ветераны помогали своим юным коллегам совершенствовать профессиональное мастерство, а молодые привносили в работу редакции энтузиазм, драйв и новые идеи.
Все эти тенденции были сохранены и преумножены в 70-е и последующие годы. Более того, художественный облик журнала изменился в сторону еще большего нонконформизма. Новые краски в палитру «Веселых картинок» добавил удивительный художник и человек – Рубен Артёмович Варшамов. Он возглавил журнал в 1977 году и оставался на этом посту всю жизнь, до 2000 года.
Рубен Варшамов родился в Москве в 1936 году и был типичным ребенком военного времени. Его отец погиб, мать растила его одна. В послевоенные годы профессия военного была чрезвычайно престижной, и Рубен пошел по стезе профессионального защитника Отечества – сначала было Суворовское училище, потом – Московское военное училище имени Верховного Совета РСФСР, два года службы в Таманской дивизии в звании лейтенанта. Можно предположить, что Варшамов хорошо проявил себя в училище, ведь получить назначение в стоящую под Москвой легендарную гвардейскую дивизию было серьезным достижением. Казалось бы, перед подающим надежды офицером открываются блестящие перспективы военной карьеры.
И тут все резко меняется. Варшамов увольняется из армии (в те годы для молодого офицера это было что-то почти немыслимое) и поступает в Московский Полиграфический институт. Да, он решил стать художником – согласитесь, очень необычный поворот в судьбе простого советского молодого человека. Да, Варшамов вообще был необычным человеком.
Рубен Варшамов окончил Полиграфический институт и стал работать книжным графиком. Ему быстро удалось заслужить репутацию талантливого иллюстратора, и заказы, поначалу редкие, стали поступать к нему один за другим. За свою карьеру Варшамов проиллюстрировал десятки книг для разных издательств – художественные, научно-популярные, фантастические, для взрослых и детей. Помимо прочего, он был выдающимся анималистом – мог максимально точно нарисовать чуть ли не любое животное и насекомое. Включая виды, которых уже давно нет на земле – очень успешным было сотрудничество Варшамова с палеонтологом Ириной Яковлевой, огромной популярностью пользовалась проиллюстрированная им книга «Палеонтология в картинках». Ни взрослых, ни тем более детей не могли оставить равнодушными выразительные изображения дино- и прочих -завров – удивительных зверей, когда-то населявших нашу планету.
Варшамов был не только книжным художником – он много работал и как живописец, известны серии его графических работ, которые не были иллюстрациями к каким-то другим произведениям. Но все же книжная графика была главной любовью этого художника.
Еще один важный штрих к портрету Рубена Варшамова – он был яхтсменом. И не просто любителем, а Мастером спорта – это звание он получил в 1969 году. Он участвовал во множестве крупных соревнований, был чемпионом Москвы и России. Мастер спорта, если кто не знает, – это профессиональный уровень. Это еще одна грань многогранной личности Варшамова. Остается только догадываться, как он умел многие годы совмещать активную работу художника-иллюстратора и серьезные тренировки и соревнования в парусном спорте.
В 1977 году Рубен Варшамов стал главным редактором «Веселых картинок». Новый главред не стал устраивать «революций» и бережно сохранил прекрасные традиции журнала, заложенные Иваном Семёновым. Новым было то, что Варшамов стал привлекать к работе в «Веселых картинках» художников-нонконформистов, среди которых у него было много друзей. Имена мы сейчас перечислять не будем – рассказы об этих художниках вы найдете на страницах книги. Может быть, молодым читателям не очень понятно, кто такие были «художники-нонконформисты», что это значило в те годы. Это художники, работы которых не вписывались в жесткие эстетические ограничения советского периода, мастера, которые не могли рассчитывать на официальное признание и демонстрацию своих произведений в официальных советских учреждениях культуры. Они иногда выставлялись на неофициальных, полуподпольных выставках (за что нередко подвергались преследованиям), их работы ценили и покупали иностранные коллекционеры (это тоже часто создавало проблемы с правоохранителями). Речь не идет о чем-то резко «антисоветском», дело было, как правило, не в политике, а именно в эстетике, которая решительно не устраивала официальные советские инстанции, руководившие культурой.
Вот таких художников из числа своих друзей Варшамов стал постепенно включать в свою команду. Этим он преследовал две цели: во-первых, сделать журнал более оригинальным, не похожим ни на одно другое детское издание, а во-вторых, помочь часто неприкаянным талантливым художникам элементарно заработать и обрести в жизни более устойчивое положение. Обе цели были достигнуты – журнал вышел на новый художественный уровень, и все художники, которых Варшамов пригласил в «Веселые картинки», до сих пор хранят глубокую благодарность своему главному редактору.
Надо сказать, что сам Варшамов тоже был в своем искусстве нонконформистом, пусть и не слишком радикальным. Его работы всегда были необычными, иногда с явными влияниями сюрреализма и других современных передовых течений в изобразительном искусстве. Некоторые искусствоведы относили его к представителям «фигуративного авангарда». При этом художник не ставил перед собой задач как-то эпатировать публику, был чужд провокативности и вызовам общественному вкусу. Просто он был очень талантливым и современным человеком и старался делать то, к чему лежала его художественная натура.
Привлечение к сотрудничеству неофициальных художников требовало от Варшамова большой дипломатичности. Он умел найти подход к каждому художнику, умело предупреждал возможные конфликты, правильно и тонко строил отношения с контролирующими инстанциями. Варшамов был очень преданным и искренним другом, как никто умел дружить, и это в нем удивительным образом сочеталось с вышеупомянутой дипломатичностью. Как сказал близко знавший художника искусствовед Олег Калмыков, Варшамов обладал редчайшим даром – умением дружить с единицами и ладить со многими.
Рубен Варшамов оставался главным редактором «Веселых картинок» до своей смерти в 2000 году. Именно благодаря его редким человеческим и профессиональным качествам журнал смог пережить трудное время 90-х, когда бывшие советские издания сотнями исчезали в небытии. Все нынешние читатели «Веселых картинок» должны быть благодарны Рубену Артёмовичу Варшамову – офицеру, большому спортсмену, выдающемуся художнику, прекрасному редактору, и главное – очень хорошему человеку, которого до сих пор любит и помнит множество людей.
Дмитрий Данилов
|