Хохлома — старинный русский народный промысел , родившийся
в XVII веке в округе Нижнего Новгорода .
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели
, выполненную черным и красным (а также, изредка, зелёным, жёлтым) цветом
по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой
, а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным
составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный
медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности
.
Традиционные элементы Хохломы — травяные узоры, красные сочные ягоды рябины
и земляники , цветы и ветки. Нередко встречаются птицы , рыбы и звери.
охлома - так называлось большое торговое село, куда привозились для продажи
изделия из окрестных сёл и деревень. Здесь привлекательный товар приобретали
купцы, а затем сбывали на ярмарках не только по всей России, но и за её пределами.
И в сознании покупателей красочная посуда, ложки стали ассоциироваться с именем
торгового села. Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи
- край насыщенной истории и самобытной культуры.
И еще...
Мастера художественной деревообработки Заволжья рубили просторные избы, украшали
их нарядной резьбой, изготовляли прялки, пряничные доски, точили деревянную
посуду. Все эти навыки получили дальнейшее развитие, а переселенцы обогатили
их своим творческим опытом. Это было основой формирования этого искусства.
В те давние времена значительные эстетические ценности создавались и хранились
в монастырях и скитах староверов. Именно здесь трудились иконописцы, владевшие
навыками золочения своих творений без применения драгоценного металла, работали
переписчики книг, ювелиры и искусные рукодельницы-золотошвеи. Их мастерство
несомненно оказало влияние на формирование такого вида народного творчества,
как хохломская роспись. Впечатляют её поэтичные растительные узоры и празднично-торжественный
колорит, основанный на сочетании алой киновари, блестящего под слоем лака чёрного
тона и ярко горящего золота.
Чтобы выдержать конкуренцию, возникшую с появлением на российском рынке доступной
фаянсовой и металлической посуды, хохломским мастерам пришлось искать более
эффективные приёмы в оформлении своих изделий. Их теперь стали золотить не
фрагментами, а полностью, расписывать затейливым травным орнаментом. Новые
художественные решения привели к успеху и продукция промысла в конце XIX века
встречалась на всех отечественный и зарубежных выставках, кустарных базарах
и складах. А после всемирной выставки 1889 года в Париже, резко увеличился
экспорт хохломских изделий в различные страны. Особенно много их закупали торговые
фирмы Германии, Англии, Франции и Индии.