Собор Парижской Богоматери
Cathedrale Notre-Dame de Paris
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) - собор в центре Парижа в восточной части острова Сите.
Он расположен на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана. Еще раньше на этом месте находился галло-римский храм Юпитера.
Начали строить собор в 1163 г. в период правления Людовика VII Французского, а закончили только в 1345 г. Его высота - 35 м. Он знаменит своим колоколом Эммануэль в восточной башне, вес которого 13 тонн, а его языка - 500 кг . Здесь хранятся святыни — Терновый венец, Гвоздь и частица от Креста Господня, которые выносятся для поклонения прихожан в первую пятницу каждого месяца и в Страстную Пятницу Великого поста у католиков.
Наибольший вклад в строительство собора внесли архитекторы Жан де Шель и Пьер де Монтрей .
В архитектуре собора присутствуют элементы романского стиля Нормандии со свойственной ему мощью и величием. Использованные же архитектурные приемы готического стиля, со своей стороны, создают ощущение легкости и изящества.
Фасад собора разделен пилястрами по вертикали на три части. По горизонтали собор делят на три яруса галереи. На нижнем ярусе расположены портал Страшного суда (посередине), портал Богородицы (слева) и портал св. Анны (справа). Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.
Три стрельчатых портала входов украшают скульптурные панно с эпизодами из Евангелия. Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.
Собор был построен во времена, когда подавляющая часть населения была необразованной. Поэтому Нотр-Дам-де-Пари стал для них источником информации о библейских событиях, проиллюстрированных в порталах, витражах и картинах.
Собор на протяжении столетий был местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. Здесь состоялась свадьба короля Наварры Генриха IV и сестры французского короля Маргариты де Валуа.
В годы Великой французской революции собор сильно пострадал и лишился большинства скульптур, украшавших его фасад. На переплавку пошли колокола и церковная утварь. В 1793 году он был объявлен Храмом Разума. Место статуи Богоматери заняла Богиня Свободы, которую изображала юная актриса Тереза Анжелика Обри. Вокруг нее совершались патриотические песнопения. На хорах зажгли Огонь Истины и устроили Святилище Мудрости, украсив его бюстами Вольтера, Руссо и других просветителей. Позднее в соборе расположили продовольственный склад.
Только в 1802 г ., при Наполеоне, Собор был возвращён церкви и вновь освящён.
К середине 19 века собор Нотр-Дам-де-Пари окончательно обветшал. И только знаменитый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», вышедший в 1831 г ., побудил вновь обратить на него внимание. В 1841 г . под руководством знаменитого архитектора Виолле-ле-Дюка началась реставрация собора. За 23 года работы удалось восстановить здание, отреставрировать скульптуры, заменить поврежденные статуи. Именно тогда появился знаменитый шпиль и химеры на фасаде, над созданием которых трудилось 15 скульпторов.
Собор славится своим органом – одним из самых больших во Франции. Нынешний орган компьютеризирован, но, несмотря на многочисленные изменения в конструкции, в целом сохранен как памятник старины. Его рождение относится к 1402 г . Затем, начиная с 18 века и до конца 19, его не раз реставрировали и модернизировали. Ныне должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери считается одной из престижнейших во Франции. Послушать орган можно на воскресных мессах.
Единственным источником цвета в соборе являются многочисленные витражи стрельчатых окон. Почти все они выполнены в середине XIX века. Главный витраж ( 9,6 метров в диаметре) в виде розы над входом в собор - частично подлинный, сохранившийся со времен Средневековья. |