Bom Jesus Do Monte (церковь доброго Иисуса на горе) находится в приходе Tenoes, неподалеку от города Брага, что на севере Португалии. Это святилище, сооруженное на склоне высотой 564 м ., является одним из самых известных мест паломничества, вторым по популярности после Фатимы. Оно представляет собой целый комплекс из церкви, знаменитой, поднимающейся на 116 метров , лестницы из 581 ступеней Via Sacra («Святая дорога»), созданной в стиле барокко, а также большого парка. Лестница заканчивается на площади Terreiro de Moises, украшенной статуей святого Лонгина и фонтаном с пеликаном.
Ощущения, возникающие в этом месте необыкновенно сильны. У меня лично не раз сердце начиналось биться, и вовсе не от сложности пути, поскольку, как и большинство туристов, я спускался, а не поднимался. На пути есть тенистые участки со скамейками, на которых можно посидеть и отдохнуть. Туристам, не паломникам, конечно же. Позднее, побывав в Фатиме, я, к своему удивлению, ничего подобного по силе чувств и глубины ощущений, не испытал.
Многие холмы, как в Португалии, так и в других странах Европы со времен античности становились религиозными центрами. Возможно, Bom Jesus был одним из них. В начале XVI века на вершине горы Эшпинью был установлен крест. Первое же упоминание о часовне (воздвигнутой в честь Святого Креста) в этом месте относится к 1373 г . Это место вскоре стало местом паломничества для жителей Браги и соседних регионов.
В 1494 и 1522 годах на горе были построены ещё две часовни, а в 1629 году – основано братство, получившее название «Братство Бон-Жезуш-ду-Монти».
На протяжении почти ста лет на склонах сооружалась крутая дорожка, на поворотах которой были устроены миниатюрные часовни («капеллы Страстей Христовых») в виде гротов. Всего их 14 – по числу стояний на Крестном пути. Внутри каждой из них – библейские сцены, выполненные в терракоте, напоминающие о Крестном пути (Via Crucis).
Основное строительство началось в 1722 г . под патронажем архиепископа Браги Rodrigo de Moura Telles. При нем было завершено строительство часовен, а также сооружен первая часть лестницы у портика Бон-Жезуш, он же спонсировал строительство второго сегмента лестницы, имеющего зигзагообразную форму, посвященного пяти чувствам человека. Всем им (зрение, обоняние, слух, осязание, вкус) соответствуют пять лестничных площадок с фонтанами, украшенными аллегорическими фигурами пяти чувств. Пять человеческих чувств по учению иезуитских проповедников – это двери, через которые душа покидает темницу тела. Поднимаясь по лестнице (по традиции рекомендуется делать это на коленях), паломники как бы проходят путь испытаний силы духа, которых прошел Христос. На их пути часовни со сценами, напоминающими о Святом пути.
В конце этой грандиозной лестницы с белоснежными перекрещивающимися маршами и одновременно кульминацией всех усилий служит храм Божий, церковь на самой вершине холма. Этот костел в стиле барокко был построен по проекту архитектора Manuel Pinto Vilalobos примерно в 1725г.
В 1760-х гг. за церковью (Terreiro dos Evangelistas) была сооружены три восьмиугольные часовни, внутри которых находятся фигуры, изображающие эпизоды, происходившие после распятия, например, встреча Иисуса с Марией Магдалиной. Внешний дизайн часовен был выполнен по проекту известного архитектора Andre Soares. Вокруг этих часовен устроены четыре барочных фонтана со статуями евангелистов.
Около 1781 года, архиепископ Gaspar de Braganca решил завершить ансамбль, добавив третий сегмент лестницы и новую церковь. Третья (заключительная) лестница также следует зигзагом и посвящена трем добродетелям: Вере, Надежде и Любви, каждой соответствует свой фонтан. Старая церковь была разрушена, а новая построена в неоклассическом стиле по проекту архитектора Carlos a Amarante. Новую церковь начали строить в 1784 году. Ее интерьер, сочетающий в себе элементы рококо, барокко и неоклассицизма продолжали оформлять до начала 19-го века. Это была одна из первых построек в Португалии, выполненных в неоклассическом стиле. Освящена она была только в 1834 году. Основной алтарь посвящен Распятию (барочная композиция со сценой Распятия, увенчанная балдахином с фигурами ангелов). Храм имеет форму латинского креста и состоит из одного нефа с пятью травеями. Главный фасад, украшенный колоннами ионического и дорического ордеров и увенчанный треугольным фронтоном, дополнен двумя колокольнями. По бокам от главного входа, в нишах между колоннами, находятся статуи пророков Иеремии и Исаии. Церковный двор украшен восемью скульптурами из сцены Восхождения на Голгофу.
В 19 веке окрестности комплекса были превращены в парк, в котором есть несколько садов и прудов. В 1882г. по проекту швейцарского инженера Никлауса Риггенбаха был построен первый на Пиренейском полуострове фуникулер, соединяющий комплекс с Брагой. |