Аркадий
Зражевский
Статьи - Articles
Arkady
Zrazhevsky




 

 

 

Б.Н. Усков

Анатомический атлас
для самодеятельных художников.

М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963


СОДЕРЖАНИЕ

Вступительная статья 3

Таблица I. Строение костей и различные виды их соединения 12

Таблица II. Скелет, врисованный в контуры античной скульптуры «Умирающий
галл» 13

Таблица III. Скелет человека (вид спереди) 14

Таблица IV. Скелет человека (вид сзади) 15

Таблица V. Скелет человека (вид сбоку) 16

Таблица VI. Схемы, показывающие расположение отдельных частей скелета

при различных движениях 17

Таблица VII. Скелет, врисованный в контуры фигуры натурщика 18

Таблица VIII. Строение мускулов, их основные формы и работа 20

Таблица IX. Мускулатура (вид спереди) 21

Таблица X. Мускулатура (вид сзади) 22

Таблица XI. Изменения формы мускулов и рельефа поверхности тела в момент движения 23

Таблица XII. Череп в разобранном виде 24

Таблица XIII. Череп (вид спереди) 25

Таблица XIV. Череп (вид сбоку). Череп (вид сзади) ,, 26

Таблица XV. Вид черепа в различных положениях . • 27

Таблица XVI. Мускулы головы и шеи (вид спереди) 28

Таблица XVII. Мускулы головы и шеи (вид сзади). Мускулы головы и шеи (вид сбоку) 29

Таблица XVIII. Схемы, поясняющие изменения выражения лица 30

Таблица XIX. Скелет лошади 31

Таблица XX. Мускулатура лошади 32

Таблица XXI. Скелет и мускулатура лошади (вид спереди) 33

Таблица XXII Скелет- и мускулатура собаки . • 34

Таблица XXIII. Голова лошади. Голова собаки 35


Реальное и правильное изображение человека и животных в рисун­ке, в живописи и в скульптуре возможно только тогда, когда художник владеет достаточным запасом сведений по анатомии.

Анатомия (от греческого слова «анатемно» — рассекаю) — наука о строении тела (человека и животных). Такое название этой науке дано потому, что издавна основным методом изучения анатомии является метод рассечения изучаемого объекта (трупа и отдельных его частей).

Этот аналитический метод позволяет изучить все детали строения тела с тем, чтобы, наблюдая затем живое тело (натуру) в покое и при различных движениях, видеть как бы сквозь прозрачную оболочку его строение.

Необходимость анатомических знаний для художника уже давно осознана самими художниками.

Если обратиться к истории анатомии и к истории изобразительных искусств, мы увидим, что анатомы и художники всегда работали в теснейшем содружестве.

Первым анатомом, давшим действительно правильное представление о многих частях человеческого тела и их изображение, изложившим в своем трактате ряд ценнейших данных по анатомии и по механике движений, следует считать гениального художника и ученого Леонардо да Винчи.

Великие русские художники: А. А. Иванов, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. М. Антокольский и другие много внимания и в годы учения и во всей своей последующей работе уделяли анатомии, потому-то так правильно и так правдиво передавали они в своих бессмертных произведениях живую натуру.

Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Рембрандт, Микеланджело среди своих рисунков оставили немало анатомических рисунков, показывающих, как тщательно они занимались изучением анатомии.

Наша замечательная эпоха предъявила к художнику большие тре­бования - запечатлеть в своих произведениях людей, строящих но­вую жизнь первой в мире страны социализма.

Для того чтобы дать реальное изображение человека, надо не только владеть техникой рисунка, живописи или скульптуры, надо знать анатомию человека, которая оказывает верную помощь художнику во всех его работах над человеческой фигурой.

Не менее важно для художника знание анатомии животных, особенно тех из них, которые являются постоянными спутниками и друзьями человека и в быту, и в труде, и в бою. Из них художник, прежде всего, должен изучить лошадь и собаку.

Анатомию, излагаемую для художников, часто называют пластической анатомией, ибо полагают, что основное внимание художника привлекают внешние формы тела, его пластика.

Но для понимания форм человеческого тела недостаточно их поверхностного изучения, необходимо прибегнуть к более глубокому анализу и ознакомиться с целым рядом деталей для того, чтобы свободно «читать» рельеф поверхности тела, его изменения, разбираться в механизмах подвижных частей тела, понимать движения.

На что же следует обратить внимание художнику при изучении анатомии применительно к его работе над фигурой человека или животного?

Прежде всего, должен быть изучен скелет, являющийся, так сказать, каркасом всей фигуры, определяющим не только конструкцию тела, но и его размеры и пропорции.

Скелет определяет собой возрастные и индивидуальные особенности роста, размеров и пропорций тела взрослого человека и ребенка. Скелет отдельными своими частями и костными выступами составляющих его костей оказывает также существенное влияние на рельеф поверхности тела в покое и при различных движениях.

Стоит только внимательно следить на натурщике за изменением рельефа, например области спины при движениях верхней конечности и так называемого плечевого пояса (лопатки и ключицы), чтобы понять, какую важную роль при этом играют лопатки.

Кости скелета соединяются

между собой подвижно, малоподвижно или совершенно неподвижно. Отсюда вытекает необходимость знать соединения (сочленения) костей, что позволит изучить механизмы отдельных звеньев скелета и разобраться в возможных движениях всего тела или же его частей, например конечностей (рук и ног).

Внешние формы тела и рельеф его поверхности в значительной мере обусловлены мускулами (мышцами), составляющими актив­ную часть двигательного аппарата.

Различные по своей форме и размерам, мускулы в покое вместе с костями оказывают влияние на форму и рельеф различных областей и частей тела. Мускулы обладают несколькими физиологическими свойствами, среди которых особо важной является способность мускула к так называемому сокращению. При сокращении мясистая часть мускула (мышечное брюшко) как бы вздувается, становясь короче и в то же время толще. За счет сокращения определенных групп мускулов происходит перемещение отдельных частей скелета с одновременным изменением форм и рельефа соответствующей части тела.

Научиться анализу изменений рельефа поверхности тела, которые происходят при малейшем движении благодаря сокращению мускулов, художник может только при условии совершенно отчетливого и детального знания мускулатуры.

Кожный покров с подлежащим слоем так называемой подкожно-жировой клетчатки, сглаживая рельеф скелета и мускулатуры и, тем самым, влияя на рельеф поверхности тела, также заслуживает внимания.

Характер кожи, ее цвет и толщина, степень развития подкожно-жирового слоя подвержены большим колебаниям. У одного и того же чело­века в различных областях и частях тела наружный покров имеет свои особенности. Так, в одних местах постоянно кожа значительно темнее, больше пигментирована, в других - светлее. В одних областях тела жировая клетчатка отлагается более или менее толстым слоем, в других — она почти отсутствует.

Особое место отведено анатомии головы и мимике.

Приступая к рисунку головы и к работе над портретом на холсте или в глине, художник должен предварительно с достаточной тщательностью изучить натуру.

Прежде всего, он изучает и затем передает в графике, в живописи и в скульптуре общее строение: форму, размеры и пропорции головы.

Но и в портрете, и в сюжетной картине художник не может огра­ничиться только общей правильной передачей формы и размеров головы. Перед ним чаще стоит более сложная задача.

Художник в своем произведении должен создать образ человека с присущими ему чертами характера, выявив главные, наиболее характерные его особенности. Помимо этого, человек пребывает в том или ином эмоциональном - грустном, задумчивом или радостном состоянии.

Художник должен подметить все характерные черты строения головы и отдельных ее частей у данного лица, установить, как говорят, индивидуальные ее особенности.

Художник не должен забывать, что ему надлежит изобразить голову человека определенного возраста, а следовательно, он должен знать и уметь подчеркнуть возрастные особенности строения головы.

Стоит только сравнить натуру различного возраста и сопоставить голову ребенка, взрослого и старика, как сейчас же перед художником с полной отчетливостью выступят возрастные различия и в форме, и в размерах, и в пропорциях головы и ее отдельных частей (табл. XV, А)

Мы хотим показать, чем может анатомия помочь художнику в его занятиях по изображению человека и животного.

Мы приводим ряд таблиц, позволяющих художнику ознакомиться с основными данными по анатомии головы и шеи. В отличие от иллюстраций к анатомии головы, помещаемых обычно в учебниках, мы сочли полезным дать на всех таблицах изображение черепа вместе с шейной частью позвонка, с верхней частью скелета и с некоторыми органами, лежащими в шейной области. Таким образом, мы стремимся показать анатомию тех частей тела, изображение которых художники дают обычно вместе с изображением головы.

Формы, размеры и пропорции головы больше, чем какой-либо другой части тела, обусловлены формой и размерами ее скелета, то есть черепа.

Если, например, форма бедра или ряда других частей тела в основном, как это мы видели из таблиц III, IV, V, VII, VIII, IX, X, XI, обусловлена мускулами, то этого никак нельзя сказать о голове, где /мускулам с точки зрения их влияния на форму и рельеф поверхности принадлежит второстепенная роль.

Все кости, составляющие череп, соединяются между собой, за исключением одной кости — нижней челюсти, плотно и неподвижно. Поэтому череп, как часть скелета, должен рассматриваться как единое целое. Мы нашли полезным показать череп в разобранном виде, не­сколько раздвинув образующие его кости (табл. XII).

На целом черепе границы между отдельными костями хорошо заметны в виде так называемых швов. Отношения друг к другу костей, входящих в состав черепа, становятся еще яснее на таблице, показыва­ющей его в разобранном виде.

Нижняя челюсть, в отличие от других костей черепа, соединяется с соответствующими ямками височных костей подвижно. Здесь образуется челюстной сустав, допускающий движения челюсти, например при жевании.

На трех следующих рисунках представлен череп, вписанный в контуры головы, в трех положениях: спереди, в 3/4 поворота (табл. XIII), сбоку, в профиль, и сзади, в 3Д поворота (табл. XIV).

Рассматривая рисунки черепа, художнику нетрудно разобраться в том, какие же кости и какие их части обусловливают форму и рельеф головы, отдельных ее частей.

К рисункам черепа мы сочли полезным прибавить изображение хрящей носа (спереди — табл. XIII Б, и в профиль — табл. XIV Б), дополняющих его костный скелет, а также изображение хряща, составляющего основу ушной раковины (табл. XIV В). Размеры и формы носовых хрящей оказывают существенное влияние на размеры и формы носа.

Помня о том, что художник при изображении головы чаще всего дает и изображение шеи, мы поместили в соответствующих рисунках атласа дополнения в виде тех анатомических образований, которые вместе с мускулами обусловливают рельеф и форму шеи.

К ним, например, относятся так называемый щитовидный и перстне­видный хрящи гортани (гортань является органом, играющим роль голосового аппарата), составляющие ее остов. Хрящи соединены между собой, внизу — с дыхательным горлом (трахеей), наверху — с небольшой косточкой, носящей название подъязычной кости, которая, в свою очередь, связками и мускулами соединена с черепом. Щитовидный хрящ находится в области шеи по средней линии выступа, особенно хорошо заметного у мужчин и получившего название кадык, или адамово яблоко.

Как уже отмечено выше, художник не может пройти мимо тех особенностей и различий, которые имеют формы, размеры и пропорции головы в различном возрасте.

Поэтому на таблице XV А, мы помещаем рисунки, изображающие череп в двух видах: спереди, в 3/4 поворота и в профиль. При этом показаны возрастные изменения черепа: ребенка 7 лет, взрослого и старика.

Всматриваясь внимательно в эти рисунки, художник без особого труда подметит возрастные изменения в форме и размерах головы и ее деталей в зависимости от изменений, происходящих в костях черепа, в частности в области лица.

Для детского черепа, например, характерны относительно неболь­шой лицевой череп по сравнению с мозговым черепом, своеобразная форма верхнечелюстных костей и нижней челюсти в связи с отсутствием зубов, резкое выступание бугров лобной и теменных костей, оказываю­щих сильное влияние на форму мозгового черепа (табл. XV А, 1).

Старческий череп показан нами с несколько усиленными старческими признаками, в частности с резко измененными костями верхней и нижней челюстей из-за полного выпадения зубов (табл. XV А, 4).

Мы даем именно такой пример для того, чтобы художник отчетливее представил себе особенности черепа при наличии всех зубов и при их полном отсутствии в глубоком старческом возрасте.

Рисуя голову в различных ее положениях, наклонах и поворотах, нередко по памяти, художник должен при этом представить себе и череп в соответствующем положении.

Чтобы облегчить в значительной мере эту задачу, мы даем несколько примеров, показывающих череп при различных положениях головы (табл. XV Б).

При внимательном наблюдении каждый человек, а тем более художник, легко подметит те перемены, которые происходят в выражении лица человека в зависимости от тех или иных его переживаний и ощущений.

Эти перемены в выражении лица и определяют мимику лица.

Следует отнестись с особым вниманием к этому важнейшему и интереснейшему для художника явлению. На многих замечательных произведениях искусств можно видеть, с каким мастерством художники-реалисты передавали мимику лица.

Достаточно, например, вспомнить, как великий русский художник И.Е. Репин в своей картине «Запорожцы» передал смеющиеся лица.

Для понимания мимики необходимо ознакомиться с так называемыми лицевыми (мимическими) мускулами, расположенными в области лица под кожей.

С этой целью в атласе помещены три рисунка, изображающие мускулы головы и шеи (табл. XVI, XVII).

Лицевые мускулы, прикрепляясь к коже, при своем сокращении оттягивают отдельные ее участки и обусловливают появление на коже лица складок и борозд, меняя тем самым выражение лица, его мимику.

Из мускулов головы только жевательные мускулы относятся к так называемым скелетным мускулам, все же остальные называют кожными, так как они прикрепляются к коже, хотя чаще свое начало берут на костях черепа.

Для того чтобы облегчить понимание действия мимических мускулов, мы поместили в конце этого раздела атласа несколько схем, поясняющих изменения в выражении лица при действии, сокращении тех или иных мускулов (табл. XVIII). Схемы эти заимствованы нами из учебника анатомии М. Дюваля.

На рисунках, изображающих мускулы головы, мы даем мускулатуру шеи и верхней части туловища (табл. XVI, XVII).

Мускулы шеи собственно и обусловливают ее форму и рельеф. Здесь только уместно заметить, что длина и форма шеи весьма различны у разных лиц.

В анатомии головы немалый интерес для художника представляет кожный покров, особенно в области лица, а также и подкожно-жировой слой. Здесь следует снова обратить внимание на значительные возрастные и другие особенности, как кожи, так и лежащего под ней слоя жировой клетчатки.

Эластичная, гладкая и сравнительно тонкая кожа области лица у ребенка с возрастом изменяется. Складки и бороздки, появляющиеся на коже при сокращении лицевых мускулов у ребенка, юноши или молодой девушки легко сглаживаются и расправляются, как только мускулы при­ходят в состояние покоя.

Совершенно иная картина наблюдается у взрослого человека, а тем более старческого возраста. Кожа постепенно теряет свою эластичность, становится дряблой. Складки и бороздки, образующиеся под влиянием действия мимических мускулов, медленно расправляются. На местах, где при постоянно повторяющемся сокращении мускулов появляются складки, остаются на коже стойкие следы — морщины.

В рельефе лица и шеи существенное значение принадлежит слою подкожно-жировой клетчатки, обычно очень хорошо развитой у детей. В случаях слабого развития подкожно-жирового слоя рельеф головы и лица обусловлен главным образом черепом и лишь отчасти мускулами.

В настоящем атласе мы помещаем таблицы, необходимые художнику для общего знакомства со скелетом человека, с изменениями в положении отдельных частей скелета при различных движениях, со способами соединения (сочленения) костей, с понятием о мускулатуре человека.

В конце мы приводим анатомические рисунки лошади (табл. XIX, XX, XXI, XXIII) и собаки (табл. XXII, XXIII). На них даны скелет и мускулы животных, которые наиболее часто встречаются в сюжетных картинах.

Большинство рисунков атласа является оригинальным. Они составлены автором и исполнены художником И. А. Марышевым, частью по фотографиям с соответствующих экспонатов музея кафедры анатомии человека Первого Московского медицинского института и по некоторым другим материалам.

 

Скачать всю книгу в PDF можно здесь

 

 

 

 


Прочитать другие статьи:


Анатомический атлас для художников

Как и чем грунтовать холст под живопись

Таблица сочетаемости масляных красок

Грунты для масляной, темперной живописи и гуаши.
Рецепты приготовления и правила грунтовки
Как сшивать холст

Окраска (патинирование) гипсовой скульптуры

Как писать осенние листья

Как писать натурный пейзаж

Как писать красную рябину

Как в Москве оформить разрешение на вывоз картины за границу.
Данные от февраля 2011 г.

 

 

 




 

 


Free counters!

Рейтинг@Mail.ru MyFreeCopyright.com Registered & Protected




Copyright © Аrkady Zrazhevsky. 2003 - 2016
Любое копирование материалов с сайта возможно только с разрешения автора