Задача реалистического искусства не соперничать
с фотографией, а создавать близкий к натуре художественный образ. Каждый
художник, отталкиваясь от того, что привлекло его взгляд в природе,
накладывает на эти впечатления свое эмоциональное состояние. В соответствии
с этими условиями и рождается картина. Причем, в разное время тот же
самый пейзаж, написанный с одной и той же точки в одно и то же время,
может под влиянием настроения художника совершенно менять не только
свою эмоциональную окраску, но и композицию, цвет, пластические решения.
На фотографии, приведенной в этой статье,
видно, что представший перед моими глазами пейзаж внешне был не очень-то
привлекательным. Деревья на среднем плане одинаковые по цвету, на дальнем
плане видны некрасивые сухие сосны и край многоэтажного дома. Освещение
неяркое и малоинтересное. Но в то время, когда я писал эту работу,
у меня было хорошее настроение и в тот момент мне казалось, что лучше
этого места нет на всем свете!
Чтобы придать пейзажу глубину, я «убрал»
из него сосны и не стал рисовать дом. Усилил дымку на заднем плане.
Сделал освещение более многоцветным и контрастным, поработал с композицией
деревьев. Какие-то сделал повыше, какие-то пониже. Слева «придвинул»
поближе осыпающийся край холма. Сделал более интересной тропинку и
высветил траву вдоль нее. Небо в этот вечер было не очень интересным,
но на несколько минут, как это обычно бывает перед закатом, оно порозовело,
и на нем появились красивые облака. Все это я тут же перенес не холст.
Так получился пейзаж, написанный с натуры, но благодаря художнику превратившийся
в художественный образ.
Вечер жаркого дня. 2010. Холст,
масло, 40х55
Как правило, подобным образом я отношусь
к написанию и других своих пейзажей с натуры. Природа удивительна и
многообразна, но я стараюсь не копировать ее, а добавлять в нее свои
эмоции, отмечать самое прекрасное и интересное в увиденном.
Фрагмент пейзажа