ОКРАСКА (ПАТИНИРОВКА) ГИПСОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ
В тех
случаях, когда гипсовой скульптуре необходимо придать вид того или иного
материала — бронзы, терракоты и т. д., ее окрашивают или, как говорится,
«патинируют» *
Для окраски гипсовой скульптуры необходимы следующие материалы и инструменты:
лак спиртово-шеллачный № 7, скипидар, воск натуральный, олифа натуральная,
тальк в порошке, сухие цинковые белила в порошке, бронза в порошке, художественные
масляные краски в тюбиках разных цветов, марля, куски фанеры или картона
для смешивания красок, кисти щетинные разных размеров, 1 или 2 флейца.
Гипсовый отлив, предназначенный к окраске, должен быть хорошо высушен.
Для патинировки скульптуры под цвет светлой бронзы берутся следующие краски:
охра светлая и сажа или сиена натуральная, умбра натуральная и капут-мортуум.
Они смешиваются в таких пропорциях, чтобы получился основной желаемый цвет
бронзы. В качестве растворителя употребляется спиртово-шеллачный лак № 7.
Чтобы убедиться в правильности составленного колера, надо сначала попробовать
его на небольшом кусочке гипса. Если цвет вас удовлетворяет, ровно, довольно
жидкой краской сплошь покрывайте поверхность скульптуры щетинной кистью.
Это будет первый слой краски, или грунт.
После высыхания грунта можно накладывать второй слой краски или подкладку.
Берется цвет первого слоя, к которому добавляется немного бронзы в порошке.
Для подкладки краска также разводится на лаке, но немного гуще, чем для грунта,
т. е. надо взять больше краски и меньше лака, и также ровно сплошь наносить
краску на скульптуру. После высыхания подкладки наносится третий слой краски,
или патина.
Чтобы приготовить краску для патины, берутся: умбра натуральная, ультрамарин,
сажа, охра светлая, зелень (кобальт зеленый, окись хрома) и белила. Они смешиваются
в различных сочетаниях в зависимости от того, какого цвета нужна патина.
В качестве растворителя для патины употребляется не лак, а смесь скипидара
с воском (в 500 г скипидара растворяют 20 — 25 г воска).
Наносить патину на скульптуру надо флейцем жидко, не ровно, а с учетом расположения
естественной патины (окиси) на бронзовом литье, т. е. в глубоких местах темнее
и зеленее, а в местах выступающих светлее, желтее и прозрачнее.
Покрыв скульптуру патиной, надо, не дожидаясь высыхания краски, осторожно
снять патину тряпкой (лучше чистой марлей) таким образом, чтобы патина целиком
осталась в глубоких местах и тонким слоем на выпуклостях. Кое-где на выступающих
частях можно протереть патину до второго слоя краски, чтобы появился блеск
бронзы. Однако это нужно делать очень осторожно, не увлекаясь блеском, так
как излишним количеством бликов можно нарушить цельность скульптуры.
Затем по сырой еще патине скульптура слегка припорашивается тальком, который
надо быстро чистой марлей или сухим флейцем смахнуть с выпуклых мест скульптуры.
Краски грунта и подкладки, разведенные на лаке с добавлением бронзы, дают
плотную блестящую поверхность, хорошо имитирующую металл. Краски со скипидаром
и воском, как правило, дают поверхность матовую, сквозь которую просвечивает
подкладка; они хорошо передают фактуру настоящей патины — окиси, покрывающей
бронзовое литье. Тальк в порошке, смешавшись с краской, покрывает скульптуру
белесым налетом, что еще больше усиливает впечатление настоящей патины.
Для окраски скульптуры под темную бронзу краски берутся в других соотношениях
— преобладать должны темные тона. Первый слой: умбра натуральная, или умбра
натуральная с сажей, или умбра натуральная с ультрамарином и зеленью. Второй
слой: цвет первого слоя с добавлением бронзового порошка. Третий слой: охра
светлая с ультрамарином и зеленью. После окраски по сырому слою патины скульптура
припорашивается тальком, как это было указано выше.
Если вы хотите окрасить гипсовую скульптуру под цвет терракоты, сначала
два раза прогрунтуйте ее чистым лаком без краски. Затем возьмите, сухие цинковые
белила в порошке и смешайте их густо с масляными цинковыми белилами ( 25
г сухих белил на один большой тюбик белил масляных). В качестве растворителя
добавляется немного чистого скипидара. В зависимости от того, какой цвет
терракоты вы хотите получить, в эту смесь добавляются краски: охра, кадмий
красный, кадмий желтый средний, марс коричневый. Приготовленную краску нужно
развести натуральной олифой и густо один раз покрыть скульптуру. При окраске
необходимо учитывать, что цвет терракотовой скульптуры не одинаков по всей
ее поверхности: где-то светлее, а где-то темнее и краснее. Чтобы поверхность
была матовой, слегка шероховатой, ее надо по сырой краске проторцевать марлевым
тампоном и припорошить тальком.
* Скульптура, отлитая в бронзе, очень прочна и долговечна. В зависимости
от соотношения составных частей сплава бронза может быть более или менее
светлой и темной. Кроме того, от времени (например, от соприкосновения
с воздухом, в котором могут быть пары различных кислот) бронза покрывается
налетом или, как его иначе называют, патиной окислов. Эта патина бывает
различных цветовых оттенков — от темно-зеленого до коричневого и желтого.
Патина придает скульптуре своеобразную красоту. Поэтому иногда патиной
искусственным химическим путем покрывается даже только что отлитая и.ч
бронзы скульптура. Процесс этот называется патинировкой.
Патинировкой, или тонировкой, называют также окраску гипсовой скульптуры
под тот или иной долговечный материал. Чаще всего скульптуру патинируют
под бронзу или терракоту.