Как и чем грунтовать холст под масляную
живопись
Грунт вместе с пленкой проклейки представляет собой промежуточный слой между
основой и красочным слоем живописного произведения. Его назначение — обеспечить
прочную связь масляной живописи с основой и предохранить волокна холста от
проникновения в них связующего из красок.
Грунт состоит из пленкообразующего связующего (клея, высыхающего масла,
клеемасляной эмульсии), наполнителя в виде сухого порошка пигмента (цинковых
и свинцовых белил, мела), небольшого количества добавок (глицерина, реже
меда, касторового масла, антисептика).
Условно клей подразделяется на две группы. К первым (обратимым коллоидам)
относят костный и кожный, так как их можно повторно растворить в воде. Ко
вторым (необратимым коллоидам) относят казеин и растительный клей, которые
после высыхания не поддаются растворению водой. Наиболее употребляемыми для
грунтов считаются: кожный клей, желатин, казеин и другие. Кожный клей чувствителен
к влаге, поэтому сравнительно быстро покрывается плесенью, содержит в себе
зародыши грибков, которые легко развиваются под красочным слоем и способствуют
отделению его от основы. Желатин считается одним из наиболее удобных при
проклейке основы под живопись. Казеиновый клей приготовляют из обезжиренного
и освобожденного от солей и сахара творога. В раствор он может быть введен
только при помощи щелочей (нашатыря, соды, буры и т. д.). Это самый активный
клей, не теряющий свои свойства под воздействием влаги. Прекрасно взаимодействует
с маслом (казеиново-масляной эмульсией). Очень хрупок, сжимается при высыхании,
но не отваливается вместе с краской. Считается одним из самых прочных и безвредных
клеев.
На основе казеинового клея можно приготовить проклейку
под грунт. Например:
1) 20 г казеина разводят в 100 г воды, примешивая
4 г нашатырного спирта и 10 г глицерина; 2) 1 г казеина разводят в 5
г воды, добавив 0,5 г нашатырного спирта и 0,4 г глицерина; 3) 1 вес. часть
казеина, 5—10 вес. частей воды, 0,4 вес. части нашатырного спирта и 0,5
вес. части глицерина. (Из рецептов Моро-Вотье).
Клей замачивается на 20 минут в холодной воде, добавляется нашатырный спирт,
вода подогревается. Мешать деревянной или стеклянной палочкой. Растворы на
казеиновом клее самые лучшие. А такой, например, хороший, но дорогостоящий
рыбий клей (осетровый) имеет способность к деформации и большую гигроскопичность.
Проклейки наносятся всегда тонким слоем. Всего рекомендуется делать одну-две
проклейки, но вторую проклейку обычно наносят при крупнозернистом холсте
(после просушки первой проклейки поверхность следует прошкурить). Для проклеек
никогда не применяют горячий клеевой состав, а всегда чуть теплый, вязковатый.
При работе масляными красками по проклеенному холсту,
но без грунта краска становится матовой, по мере того как клей нанесен
будет более густым слоем. Белила и светлые части картины на проклеенном
холсте становятся тусклыми. Нанесение же на проклеенную основу цветного
или белого грунта изменяет интенсивность звучания красок и предохраняет
основу от быстрого разрушения.
Для получения яркой, звонкой живописи требуются белые грунты. Примером этому
может служить икона, которая писалась на белом левкасе. До сих пор краски
сохраняют яркость цвета и свою декоративность! Импрессионисты также использовали
белые грунты.
Цветной грунт способен нести эмоциональную нагрузку,
и выбор тона зависит от творческой задачи художника. Часто используют тончайшую
прокраску одноцветным тоном - имприматуру. Но «вязкая» имприматура неудобна,
особенно если ярко выражена в цвете или тоне. В этом случае она «тянет»
масло из свежеположенной краски. Имприматура лучше нейтральная. Все поздние
произведения Тициана, Рубенса на серовато-охристых грунтах, т. е. близких
к полутону картины.
Что следует знать начинающим об имприматуре в практической работе:
—наносить имприматуру можно по клеевым и эмульсионным грунтам. В этом случае
состав ее такой же; она может быть -чисто масляной или масляно-лаковой. Наносится
с незначительным добавлением разбавителя по любому грунту (в этом случае
слой должен быть прозрачным, а по клеевым и эмульсионным грунтам — корпусным).
Степень использования разбавителя дает ей вязкость; выгоднее всегда имприматура
малопрозрачная, так как она имеет больший коэффициент отражения—имприматура
наносится неравномерно, в разных местах картины (по тону). Делакруа говорил:
«Нет хуже гладко покрытой поверхности».
Рисунок (тщательный рисунок) наносить следует под имприматуру. Потом делается
прозрачная имприматура - среднего, нейтрального характера, с целью попадания
в полутон картины. Затем тщательное письмо. Пример - ранние фламандцы.
Грунты по своему составу делятся на масляные, полумасляные, синтетические,
эмульсионные и клеевые. Масляные грунты применялись с первых шагов техники
масляной живописи (особенно в XVII—XIX вв.). Все работы Рубенса выполнены
на масляных грунтах. Легкий слой цинковых белил, нанесенный на высохшую клеевую
проклейку, дает удовлетворительную подготовку для дальнейшей работы, но холст,
если узелки ткани велики, остается шероховатым и трудным для живописи. Когда
первый, тонкий слой цинковых белил высох (срок сушки не менее одного месяца,
лучше 2—3 месяца), можно нанести второй. Необходимо только следить за тем,
чтобы первый слой был совершенно сухим. В противном случае задержанное в
этом слое масло впоследствии окислит и разъест холст даже через слой клея.
Второй, тоже очень тонкий слой должен лишь заполнить просветы между нитями
холста. Приготовление основы с масляным грунтом отнимает много времени, так
как просушка всех промежуточных слоев грунта должна быть полной — лучше по
нескольку месяцев.
Для грунта используют масла: оливковое, конопляное, подсолнечное и касторовое,
предварительно обработанные способом полимеризации — сваренные без доступа
воздуха. Под масляный грунт проклейка делается, как правило, тонко и один
раз, затем шлифуется шкуркой. И в проклейку лучше использовать клей казеиновый.
Мел вводят сразу.
Перед началом работы грунты масляные и полумасляные (любой состав клеевого
грунта, у которого только завершающий эмульсионный слой - масляный) нуждаются
в поверхностной обработке для повышения адгезии, так как иногда у грунтов
бывает плохое сцепление с красочным слоем, особенно при пастозной живописи.
Механический способ: равномерное разрыхление поверхности тонкой наждачной
шкуркой, обработка лезвием бритвы с последующей протиркой растворителем №
2. Другой способ заключается в нанесении межслойного покрытия (межслойный
ретушный лак).
К масляным грунтам можно отнести и следующим образом обработанную поверхность
холста: проклеенный холст сильно натягивается на какую-либо гладкую, твердую
основу (оргалит, доска) и в него втирается мел, растертый с олифой. (Соотношение
частей 1:1, консистенция сметаны). Лучше всего это делать деревянным шпатёлем,
периодически его зашкуривая, чтобы избежать неровностей грунта. Рекомендуется
пользоваться этим способом летом, так как грунт сохнет слишком медленно.
Может быть до трех слоев, но не толстых.
К клеевым грунтам относятся впитывающие (абсорбирующие), тянущие грунты,
в состав которых входят мел или гипс. Появление таких грунтов не случайно.
В последней четверти XIX века во Франции начались новые изыскания на основе
пластического и живописного решения картины. Ставились перед художниками
принципиально новые задачи на передачу ощущения света, среды и т. д. Велись
поиски более светлого, яркого колорита, фактурно выраженной живописи.
На клеевых грунтах живопись целесообразно вести пастозно, не применяя разбавителя
типа «пинен». При легких прописках и протирках будет заметен эффект некоторого
«обезмасли-вания» краски по мере высыхания красочного слоя. Некоторые художники,
предпочитающие получить матовую живописную поверхность картины, делают клеевые
грунты. И наоборот, чтобы клеевому грунту придать положительное свойство
масляного (сохранение интенсивности красок, заметный блеск), для этого по
клеевому грунту наносится слой масляных белил, превращая как бы клеевой грунт
в полумасляный. По многочисленным наблюдениям, целесообразен их самый тонкий
слой.
Предлагаем такой рецепт клеевого грунта: 1 вес. часть рыбьего клея, 10—17
вес. частей поды, 2,5—4 вес. части мела, столько же цинковых белил п 0.01
вес. части фенола.
Любой клеевой грунт без мела неэффективен. Чем тоньше
слой клеевого грунта, тем лучше. При толстом слое разрушения начинаются
в самом грунте, от чего будет затем происходить шелушение краски. Наносить
грунт следует в два-три слоя, каждый раз просушивая его не менее трех дней.
Если соотношение пигмента и наполнителя будет больше 25 частей, то такой
грунт становится рыхлым и слишком тянущим (впитывающим из красок масло).
Клеевой грунт можно приготовить и по такому рецепту: берут б—7-процентный
клей (подогретый), 1 стакан цинковых белил, столько же мела и 1/5 часть (от
веса сухого клея) глицерина, смешивают тщательно и в один слой покрывают
поверхность холста.
Еще рецепт (по Н. Фешину). Грунтовку осуществляют в три слоя клеевым раствором:
казеина — 1 г, воды— 7,5 г. глицерина — 0,5 г, нашатырного спирта — 0/1 г.
Пигмент к 100 г раствора берется соответственно: первый слой — 10 г, второй
слой — 50 г. третий слой — 100 г.
Следует заметить, что и отличие от всех клеев казеиновый
клей дает наилучшее сцепление с масляными красками. В процессе письма краска
меньше жухнет, почти не теряет в тоне, Казеиновый грунт можно использовать
длительное время. Единственное опасение в том, что он более других проницаем.
При неаккуратном (неравномерном) покрытии им холста масло из краски может
потом проникнуть в холст.
П. Кончаловский рекомендовал холст
сначала прошкурить, затем " прокрыть
его один раз тонко раствором казеинового клея. По мере высыхания проклейки
нанести слой грунта, осторожно втирая его ладонью, но без пропитывания
грунта насквозь. Он советовал перед работой красками грунтованный холст
протирать скипидаром.
Клеевыми грунтами всегда пользовался П. Корин. На таких же грунтах любили
работать К. Юон, А. Куприн, С. Чуйков. Любителей живописи могут заинтересовать
рецепты, применяемые художниками.
Рецепт однослойного клеевого грунта П. Корина. Осетровый клей — 5 г. вода
— 100 см3, свинцовые и цинковые белила в равных долях. Грунтовочную массу
(в виде жидкой сметаны) наносить чуть теплой, добиваясь тонкого слоя покрытия.
Дать в течение суток просохнуть, затем поверхность легко зачистить шкуркой.
Рецепт двухслойного клеевого грунта К. Юона.
Первый слой. Рыбий клей или желатин — 5 г, вода —100 см3, мел. Консистенция
грунтовочной массы в виде жидкой сметаны. После просушки поверхность обработать
пемзой.
Второй слой. Компоненты те же. После просушки грунт в некоторых случаях
покрывают тонким слоем клеевого раствора (консистенция 1:10).
Двухслойный клеевой грунт С. Чуйкова.
Первый сленг. Рыбий клей - - 7,5 г. вода - - 100 см3, цинковые белила -37
г. Грунтовочную массу (в виде жидкой сметаны) наносить холодной, добиваясь
тонкого слоя покрытия. Затем грунт сушат.
Второй слой. Компоненты те же. После просушки грунт в некоторых случаях
покрывают тонким слоем клеевого раствора (консистенция 1:10).
Двух — пятислойный клеевой грунт А. Куприна.
Первый слой. Клен мездровый или желатин (состав варьируется), мел отмученный.
После просушки поверхность шлифуют пемзой.
Второй - четвертый слои. Компоненты те же. Пятый (последний) слой. Клен
тот же, наполнитель - цинковые или свинцовые белила. Состав варьируется,
исходя из качества материалов. Просушка каждого слоя не менее суток.
Эмульсионный грунт. Теоретически это прекрасная поверхность для живописи.
Но на практике из-за нарушения технологии подготовки и от долгого хранения
возможно отставание краски от грунта и заметное пожелтение, пожуханис красок.
Такой грунт часто дает кракелюр (трещины), если слой грунтовок топок. Всего
этого можно избежать лишь путем самого тщательного расчета связующего и наполнителя,
соблюдения технологии нанесения грунтовок. Эмульсионная пленка адгезии не
дает. При этом идет постепенный переход от слоев с преобладанием в связующем
клея к слоям с большим содержанием масла и грунтовочной массе. Этим уменьшается
напряжение между холстом, проклейкой, грунтом и красочным слоем. Такие грунты
в целом дают хорошее сцепление живописи с грунтом, а грунта с проклейкой.
Но главная проблема — пропорции материалов (их качество) при составлении
грунтовочной массы для каждого слоя. Как нигде, здесь важен опыт.
Известны рецепты приготовления эмульсионных грунтов. Например: I вес. часть
клея, 17 вес. частей воды, 1.2—1,5 вес. части масла, 1—1,5 вес. части цинковых
белил, 0,5—1 вес. часть мела.
Грунтами такого типа охотно пользовался А.
Лактионов. Приводим здесь его
рецепт. Первый слой эмульсии. Рыбий клей -- 10—15 г. вода -- 100см3, облагороженное
льняное масло или олифа — 10—15 г. касторовое масло — 5 процентов по весу,
мед — 5—7 процентов по весу от всей массы грунта, свинцовые и цинковые белила
в равных долях. Просушку вести до двух суток. Второй—пятый слои эмульсии
— с учетом типа холста. Компоненты те же. Грунтовочная масса жидкая. Иногда
покрытие поверхности завершают тонким слоем масляной краски со скипидаром.
Рецепт эмульсионного грунта начала 50-х годов.
Первая эмульсия. Технический желатин -- 4 г, вода
— 100 см3, олифа натуральная — Зг. глицерин — 0,1 г. цинковые белила --
13 г. Просушивается в течение суток, после чего поверхность шлифуется
пемзой.
Вторая эмульсия. Технический желатин - 3 г, вода
- 100 см3, олифа натуральная — и г, глицерин — 0,1 г. цинковые белила —
20 г. Просушивается в течение суток, после чего поверхность крупнозернистого
холста шлифуется пемзой.
Третья эмульсия. Технический желатин — 3 г , вода — 100 см3, олифа натуральная
— 6 г , цинковые белила - 20 г. Просушивается около суток.
Рецепт эмульсионного грунта лаборатории техники и технологии живописных
материалов при институте им. И. Е. Репина.
Первая эмульсия. Рыбий клей -1 вес. часть, вода - - 20 вес. частей, масло
подсолнечное — 1,2—1,5 вес. частей, цинковые белило - 3 вес. части, мел
- - 3 вес. части, касторовое масло — 0,3 вес. части, фенол — 0,01 вес. части.
Просушивается около суток.
Вторая - третъя эмульсин. Рыбий клей - 1 вес. часть, вода — 20 вес. частей,
подсолнечное масло — 1.5 вес. частей, цинковые белила — 4 вес. части, мел
- - 4 вес. части, касторовое масло — 0,2 вес. части, фенол — 0,01 вес. части.
Просушивают около суток.
Эмульсионный грунт № 443 в 3 слоя.
Клей — 1 вес. часть, вода -- 17 вес. частей, подсолнечное сгущенное масло
— 1,2—1,5 вес. частей или касторовое масло — 0,3—0,5 вес. частей, мел
— 2—3 вес. части, цинковые белила — 2—3 лес. части, глицерин — 0,3 вес.
части. Клей — масло 1:2 — адгезия отрицательная.
Эмульсионный грунт (по Л. Рыбникову). Клей -- 1 вес. часть, вода -2,5 вес.
части, масло — 1,5—2 вес. части, цинк, белила — 2,5—3 вес. части.
Эмульсионный грунт с белилами в тюбиках (по
Д. Киплику). Клей (лучше казеиновый)
- 1 вес. часть, вода — 20 вес. частей, подсолнечное сгущенное масло — 1,5
вес. части, белила (свинцовые) — 3—4 вес. части, мел — 3—4 вес. части. Белила
добавляются в клеевой раствор с мелом. Желательно брать один желток яйца
на один тюбик белил. Количество белил из тюбика берется до 0,5 от общей клеемасляной
массы. Грунт в 3 слоя.
В лучших составах эмульсионный грунт имеет следующие свойства:
—хорошее сцепление с краской без специальной обработки грунта перед работой;
впитывает краску меньше, чем клеевой грунт, благодаря чему живопись не обезмасливается,
сохраняя при высыхании интенсивность цвета;
более эластичен и не размываетя водой в течение значительного времени; -
имеет меньшую деформацию при усыхании пленки; желтеет во всех случаях, и
происходит это быстрее, чем с масляными грунтами. Последнее надо учитывать
при нанесении топких прописок по грунту;
— очень не вынослив в неблагоприятных условиях при хранении — трескается
при надавливании и ударах;
капризен в приготовлении, так как требует тщательного смешения материалов
друг с другом; при высыхании грунт трескается и отслаивается от холста, если
грунтовку наносить толстыми слоями.
Обычно используют для работы холсты грунтованные,
выдержанные 15— 20 дней. Причем при проклейках с большим содержанием масла
в грунтовочной массе сроки выдержки лучше увеличивать. Холст должен быть
укреплен на подрамнике. Хранить его лучше в светлом помещении с постоянной
влажностью.
А. Блиок "Грунты
под живопись"
Статья взята из журнала "Художник"