Уникальный парк скульптур в Осло - дело всей жизни знаменитого
на весь мир норвежского скульптора Густава Вигеланда. Здесь
демонстрируется более чем 200 скульптур из бронзы, гранита
и кованого железа. На сегодняшний день, это самое большое
в мире собрание скульптур одного художника под открытом небом.
Густав Вигеланд (Gustav Vigeland) родился 11 апреля 1869
г . в семье ремесленников в маленьком прибрежном городке
Мэндал на юге Норвегии. Когда он достиг юношеского возраста,
родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству
резьбы по дереву. Вскоре его отец скоропостижно умер и Густаву
пришлось вернуться в родной город, чтобы помогать своей семье
по хозяйству.
В возрасте 19 лет он снова отправился в Осло, твердо поставив
перед собой задачу, стать профессиональным скульптором. Несколько
раз он выезжал для обучения за границу – в Копенгаген,
Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он посещал
семинары Огюста Родена, а в Италии - экспериментировал
и учился на работах мастеров эпохи Ренессанса. Уже в эти
годы он проявлял большой интерес к темам, которые в дальнейшем
заняли доминирующее положение в его творчестве, - темам
жизни и смерти, взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
До 1902 года Вигеланд активно участвовал в работах по восстановлению
большого исторического собора в Тронхейме. Изучение средневекового
искусства оказало влияние на другую тему в искусстве Вигеланда,
- в его работах стали появляться образы драконов и ящеров.
Иногда они были символами греха и демонического начала, но
чаще олицетворяли могущественные силы природы в борьбе с
человеческим началом.
Поселившись в Осло, Вигеланд получил от городского правительства
небольшую студию, где и продолжил свои работы. В 1905 году
Швеция признала независимость Норвегии и Вигеланду, как самому
талантливому норвежскому скульптору, поступил заказ от правительства
страны на создание статуй и бюстов, изображающих его известных
соотечественников: Генрика Ибсена, Нильса Хенрика Абеля и
других.
В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить
на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город
предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер,
где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать
городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки,
гравюры и модели.
На новое место жительства Вигеланд переехал в 1924 году.
В течение последующих двадцати лет, до своей смерти ( 1943
г .), мастер создал настоящую выставку своих работ под открытым
небом, умело вписав их в окружающий ландшафт. Сегодня это
место известно на весь мир как Парк Вигеланда.
Первое, с чего начинается знакомство
посетителей с парком - Главные Ворота из гранита и кованого
железа.
Затем - Мост шириной около 15
м и длиной около 100 м , украшенный фонарями и скульптурами
на гранитных парапетах, с 1925 по 1933 гг. здесь появилось
58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин различных
возрастов, стоящих одиночно или группами. Доминирующие
мотивы, которые здесь четко прослеживаются - отношения
между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми.
Мост со скульптурами был открыт для посещения летом 1940,
когда остальная часть парка все еще строилась. В этот
же период здесь были установлены четыре высоких гранитных
колонны, увенчанных скульптурами людей, борющихся с ящерами.
Ящеры - это демоны, держащие под полной властью свои
жертвы, - драматический контраст с беззаботностью и радостью
жизни, которые олицетворяют другие изображений на мосту.
Ниже уровня моста расположена круглая детская площадка с
восьмью бронзовыми скульптурами маленьких детей. Особо привлекает
внимание центральная скульптура - бронзовая фигура ещё не
родившегося ребенка, увековеченного в позе эмбриона вниз
головой.
Среди скульптур парка самую давнюю
историю имеет фонтан. Идея относительно строительства
монументального бронзового сооружения появилась у Густава
Вигеланда в самом начале XX столетия. В период Первой
мировой войны и далее Вигеланд несколько раз его перепроектировал.
Только в 1924 году, после переселения в новый дом на
территории парка, фонтан нашел свое окончательное местоположение.
Двадцать бронзовых деревьев, расположенных по периметру
Фонтана создавались в период между 1906 и 1914 годами. Вигеланд
по-своему интерпретирует и показывает нам этапы жизни человека,
от колыбели до самой смерти. Время человека на земле – лишь
часть вечного цикла движения времени без начала и конца.
Так, например, за пугающей скульптурной группой, изображающей
дерево с распадающимся скелетом, установлена скульптура дерева,
под пологом которого резвятся дети. Конец и начало новой
жизни совсем рядом.
Внешняя массивная бронзовая окантовка фонтана также состоит
из небольших изображений вечного цикла жизни человечества,
но здесь он показан подробнее, с большим количеством деталей.
Вигеланду потребовалось очень много времени, чтобы завершить
это невероятно сложное творение – автор постоянно дорабатывал
проект, стремясь довести его до совершенства. Окончательный
монтаж фонтана был закончен уже после смерти художника –
в 1947 году. Большая территория вокруг фонтана была вымощена
мозаикой из черно-белого гранита. Линии замысловатого рисунка
формируют здесь лабиринт общей протяженностью почти три километра.
На самом высоком месте в парке,
установлена внушительных размеров скульптура – Монолит . Первые эскизные
наброски будущей гигантской колонны датируются 1919 годом.
Вигеланд сконструировал её в полном размере в глине в его
новой студии в 1924 -1925 гг. На работу у художника ушло
10 месяцев. После этого скульптура была выполнена в гипсе.
Осенью 1926 года гранитный блок, весящий сотни тонн, транспортировался
сюда по морю из каменного карьера, расположенного около Холдена.
В самом начале 1927 года блок был доставлен по назначению
и в следующем году установлен на свое постоянное место. Вокруг
огромного камня были сооружены леса и навес, а модель из
гипса была установлена рядом в качестве образца. К 1929 году
камню была придана форма ровной колонны и началась самая
сложная и кропотливая работа. Три резчика по камню в течение
14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой. В 1943,
сразу после завершения работ, последняя часть модели колонны
из гипса была демонтирована и транспортирована в Музей Вигеланда,
где и сейчас можно её увидеть. В рождественские дни 1944
года, прежде, чем строительные леса и навесы, окружающие
монумент были убраны, любопытствующей публике, наконец, позволили
зайти внутрь. Почти 180 000 посетителей, поднявшись по крутым
ступеням, смогли в подробностях изучить новое творение Густава
Вигеланда.
Переплетение поднимающихся к небесам людских тел на колонне
наводит на совершенно разные мысли. Люди ведомы не только
печалью и отчаянием, но также восхищением и надеждой, чувством
близости, они цепляются друг за друга и переплетаются телами,
напряженными в переполненными чувством спасения.
Большинство статуй парка изображают людей, вовлечённых
в различные характерные для человека занятия, таких как
бег, борьба, танец, объятие, держание за руки и т. д. При
этом Вигеланд время от времени включал в ансамбль некоторые
статуи, передающие более абстрактные понятия — например,
фигуру «Человек, атакованный младенцами». Самая знаменитая
из этих статуй — «Сердитый малыш»
( Sinnataggen ),
которая расположена на парковом мостике.
В 1947 году на ступенях, примыкающих
к монументу (так называемом Плато Монолита ) было установлено тридцать шесть гранитных
групп фигур. Вигеланд начал работу над этими скульптурами
в период первой мировой войны, а закончил работу в 1936
году. Как и в Фонтане, основная тема всей композиции -
цикл человеческой жизни, в которой человек изображен в
разнообразии типичных жизненных ситуаций и отношений. Плато
Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной,
а войти сюда можно через восемь кованых ворот с контурами
человеческих фигур. Эти ворота, изображающие человека в
разные его возрастах, были задуманы Вигеландом между в
1933-1937 гг., но воплотить в жизнь задумки художника удалось
только после его смерти.
Пожалуй, самой известной из таких
отдаленных скульптурных групп, является монументальная
бронзовая группа Клан (1934-36)
в северной части парка. По величине эту скульптуру превосходит
только Монолит, а сама она состоит из 21 фигуры. Первоначальная
модель, сделанная из гипса, до 1985 года хранилась в Музее
Вигеланда, и лишь в 1988 году на денежные субсидии от IBM
скульптура не была отлита в бронзе и установлена в парке.
Ну, и конечно, какой же скульптурный парк без автопортрета
его создателя? Незадолго до своей смерти Густав Вигеланд
установил у входа в парк свою скульптуру. Он одет в простую,
рабочую одежду, а в руках художник держит молоток и долото.
Местные жители активно используют
парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников .
В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов — неизвестный
человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки
бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур
парка.
По материам сайта:
http://www.gardener.ru