Путешествие в Париж, и не только
Как то так исторически сложилось, что, колеся по Европе, я все время оставлял Францию «в резерве». Почему-то все мои знакомые, побывавшие в этом городе, говорили о том, что Париж им активно не понравился. И хотя я слабо внушаем, некое давление на меня все же оказывалось. Но неожиданно сам для себя я принял решение этой осенью поехать именно во Францию. Сам удивился!
Приобретен тур, некоторое время в ожидании визы – и вот я в Париже! Какой же удивительный город! Как-то не хочется говорить избитыми фразами, но разве иначе опишешь ощущения, которые возникают в этом месте, где многовековая история Парижа продолжает жить и ощущаться в каждом камне! Сразу скажу: здесь можно найти все – и хорошее и плохое. Главное, с какой установкой приезжать. Если искать негатив, то он всегда найдется. На этот раз мои соотечественники превзошли сами себя! Такое выдавали, что не припомню другой такой поездки. Брожу по музею d' Orsay , любуюсь чудесными импрессионистами, и вдруг слышу громкий голос русского туриста: «Мне бы этого Пикассо, я бы его убил!». При чем тут Пикассо в зале импрессионистов, и зачем громко сообщать о том, что сделать невозможно? Видимо, хотелось себя показать, не зря он так гордо поглядывал вокруг!
Кстати, музей d'Orsay мне очень понравился, хотя удивило, что на родине импрессионистов коллекция музея не так полна, как хотелось бы. Правда, импрессионисты в Париже есть еще и в других музеях, но все равно, бедновато. Понравились здесь же вновь немногочисленные художники направления ар-нуво. Все-таки, удивительное удовольствие – бродить по музею, картины в котором так созвучны твоим эстетическим взглядам! А вот Лувр меня разочаровал. Как-то не впечатлил. После роскошных музейных коллекций, с которыми мне посчастливилось полюбоваться в Италии, откровенно скучно и неинтересно. Помню, как потряс меня зал Боттичелли во Флоренции. А тут его картины потерялись среди работ других художников. Как-то все вперемешку повешено, свет плохой, огромные пустые стены, и картины на них порой совершенно теряются. Понимаю, что была задача сохранить традиционные интерьеры Лувра, и не тонировать стены и не пытаться хоть как-то смоделировать пространство, но то, что получилось в результате, лично меня огорчило.
Вот в интерьерах дворцов, которые мы посещали, картины смотрятся намного органичнее и воспринимаются намного лучше в предназначенной для них среде «обитания». Извечный вопрос для экспозиционеров…
Во Франции и, в частности, в Париже крайне деликатно подходят к вопросам реставрации, как произведений искусства, так и зданий, которые, по сути, тоже произведения искусства. После недавней поездки в Швейцарию, где все «вычищено» до блеска, и камни зданий, которым 400 лет выглядят как новенькие, я не уставал любоваться фасадами старого Парижа. Это удивительное наслаждение: бродить по городу, который сам как большой музей! Удивительное количество не только памятников старины в традиционной форме – фонтанов, монументов, арок и проч., но и простых зданий, построенных архитекторами, творчеством которых невозможно не восхищаться! А эти кованные балконные решеточки, переплетения которых почти никогда не повторяются. А эти изгибы лепнины на фасадах! Столько поэзии в этом во всем, город звучит как хорошо настроенный инструмент. То, что в Париже запретили любое «украшательство» окон и балконов, достойно уважения и восхищения. Ни разу я не видел ничего, что хоть как-то резануло взгляд. Кроме горшков с цветами – ничего! Ни лыж, вынесенных на балкон, ни подштанников, вывешенных проветриться. Мне показалось, что даже яркие шторы на окнах там отсутствуют.
В своем стремлении сохранить традиции городские власти оставили на берегах Сены знакомые по фильмам и картинам ящики букинистов. Их там, должно быть, сотня – не букинистов, ящиков! Увы, самих букинистов мне повстречалось немного, хотя как раз они мне в Париже были особенно нужны. Уж очень хотелось привезти домой хоть несколько старых книг! Ходил на набережную много раз, но все никак не удавалось найти то, что нужно. Букинисты в Париже любят поспать и раньше 12 не появляются. А еще они не любят дождливой погоды, а она как раз была такой. Наконец, накануне своего отъезда мне повезло, и перед выходными букинисты решили продемонстрировать свои сокровища. Набив сумку книгами и спустив все деньги, что были с собой, я, счастливый, сидел в сквере у Собора Парижской Богоматери и перелистывал эти удивительные издания, самому «молодому» из которых было 250 лет, а наиболее старые были современниками Леонардо да Винчи и семьи Медичи!
Кстати, по поводу этих букинистов. Как я уже писал, все их богатства хранятся в специальных зеленых ларях, расположенных на парапете набережной. Лари, хотя и обшитые кое-где листами железа, в основе своей деревянные. Закрываются они на крошечные замочки вроде тех, что висят у нас не на гаражах – на почтовых ящиках. Так что эти книжные сокровища стоимостью сотни тысяч евро находятся там день и ночь. Без всякой охраны. Никто на них не покушается. И вовсе не потому, что французы неграмотные или малообразованные. Просто не воруют – все! А то, что можно разломать лари, скинуть в реку (вот потеха бы была!) им просто в голову не приходит. «Самая читающая нация в мире» не выдержала бы соблазна в первую же ночь! Кстати, французы читают, сам видел. Полно читающих людей в метро, в парках. Даже в самолете. Кстати, читают они самые обыкновенные книги. Если увидишь читающего электронную книгу –почти наверняка он на проверку окажется русским. Это еще в Швейцарии (да и в других странах раньше) меня поразило. Что же получается, это только нас «подсадили» на гаджеты? Стоит задуматься…
Благодаря многочисленным экскурсиям, поездка во Францию была насыщена впечатлениями. Посетили Фонтенбло. Были мы и в чудесной долине реки Луары. Заглянули в замки Шенонсо и Амбуаз, а вот Шамбор нам показали только с другого берега реки. От замков осталось только приятное впечатление. Благодаря бережному отношению французов к национальной культуре, им удалось не только сохранить эти впечатляющие постройки, но и воссоздать в них ярко характеризующих эпоху интерьеры. И пусть внимательный взгляд порой замечает, что кровать стоит не так по отношению к камину, как должна бы, то есть у стены напротив. Но кровать, без сомнения, старая, и камин тоже. Я все допытывался у гида: как выдерживает живопись на стенах такие перепады температуры, которые бытуют в замках? Он сочинял что-то вроде того, что картины периодически меняют и проч. Пока другой гид не просветил меня: «Да не ищите в замках оригиналы, они все в Лувре». Ну, и ладно, какое дело мне, простому туристу, оригиналы это, или нет: главное, чтобы картины красивые были… Не случайно туристы яростно фотографировали все вокруг. Вот только во дворцах и замках строгое требование: без вспышки! Наш гид из всех сил пытался вразумить группу, но безуспешно. Активная старушка почему-то все время оказывающаяся рядом со мной, все время слепила меня этой самой запрещенной вспышкой. Гид посмотрел в ее сторону и сказал: «Ну, как еще вам объяснить, что нельзя!» И тут она как начала разоряться на тему: «Что же за люди, ведь говорят же, что нельзя со вспышкой фотографировать, а они….». И так раз пять начинала, пока ей кто-то не посоветовал заткнуться. Нежные у нас были отношения в группе, ничего не скажешь…
А еще мы ездили в Версальский дворец. Роскошный, но оставивший равнодушным. Разве что огромный парк впечатлил, но вот выключили фонтаны в нем – и лишили всех тех эффектов, которые они создавали. Жаль.
Хороша была и поездка в Нормандию. Мы посетили Руан, Онфлер и Довиль. Первые два города восхитили неожиданными ощущениями «настоящей Франции». Как-то все там уютно, дышит стариной и дарит ощущение покоя и блаженства ничегонеделания. А что еще нужно туристу для счастья? В Довиле мы успели побывать только на знаменитой набережной. Зато можно было пособирать ракушки на Атлантическом побережье. Некоторые из нашей группы набрали их по полсумки, чтобы не тратиться на подарки знакомым. А что, неплохая идея сэкономить!
Забавно было побывать в местном казино. Известно, что для наших слаще слова «халява» ничего нет. Так вот, когда гид раздал всем некие купоны с пояснениями, что на них можно в казино получить бесплатный «дринк», я и подумать не мог, что кто-то этим воспользуется! Ан, нет, наши ничего не боятся! Не зная языка, тыча этим купоном, они осуществляли массовые прорывы в казино. При этом им приходилось регистрировать свои паспорта, искать бармена, который… наливал полбокала разбавленного мультифруктового сока. Но ведь даром же! Зато (тоже бесплатно) поглазели на добрую сотню игровых автоматов, у которых многочисленные игроки пытались «взять банк».
Кстати, с гидами в этой поездке нам, я считаю, повезло. Вот Дмитрий – высокий, под 185 мужчина спортивного типа. Одевается элегантно – одни запонки на рубашке чего стоят! А шарфик в тон костюму и плащу! И ничего, что был трогательно неловок, периодически путаясь в своих одеждах, надевая и снимая плащ: действительно как за все уследишь – и галстук, и шарфик, и сумка через плечо! Был бы близок к народу, носил бы свитер и куртку, все оказывалось бы намного проще. Но – стиль выбран, требует жертв. Одним словом, хорош был. До сих пор звучат незабываемые интонации его ежедневного утреннего: « ETIN , мы уходим!». Фраза означала, что те, кто опоздали к месту встречи, на автобус не попадали. Рассказывал много и интересно. Особенно за душу взяло его повествование о кладбище Сент- Женевьев - де - Буа , которое мы, увы, только проезжали. Без всякой бумажки он перечислял фамилии людей, которые навсегда там остановились, рассказывал о непростых их судьбах. Кратко, но времени было немного, да и тема большинству оказалась не близка. А я вот проникся. Подумалось, что такое количество наших земляков, оставивший столь яркий след в культуре и искусстве, составили бы гордость и славу сразу нескольким крупнейшим странам. Родина же сделала все, чтобы они оказались изгоями, и страдали на чужбине. Да и сейчас, часто ли вспоминает о них Родина? Лучше не буду на эту тему больше: грустно становится. Где-то далеко похоронены люди, чье творчество или жизненный путь были знакомы мне с юности, они с давних пор стали для меня олицетворением понятия культура. Где она, эта культура? Неужели, буквально на кладбище???
Свое понимание понятия «культура» мои земляки демонстрировали неутомимо, разнообразно и в самых неожиданных местах. Накануне отъезда я с трепетом проник в легендарные глубины «Мулен Руж». Был вне группы, но так получилось, что за столиком со мной оказались две русские, которым почему-то захотелось именно здесь выяснить отношения. Выражений не выбирали – «сука», «тварь» были самыми мягкими эпитетами. Их шоу продолжалось 20 минут – как раз до начала другого шоу, ради которого все пришли. Что там у них произошло, я не понял, услышал только, что одна из них не разрешила другой «познакомиться ниже пояса», из-за чего той было рекомендовано спать в ванной. Позабавила реплика одной: «Хорошо, что за столом с нами нет русских». С той минуты, я на время решил поменять национальность и гражданство. Кстати, помогло: аплодировал и восхищался действительно потрясающим шоу как все нормальные вокруг – немцы, французы, китайцы… Во время выступления мима, я неожиданно услышал свой громкий смех: уж и не припомню, когда в последний раз удавалось так расслабиться и порадоваться! Кстати, сидевшая рядом француженка и китаянка тоже закатывались. И только мои соотечественницы все два часа просидели с каменными лицами. Дикость какая-то, зачем приходили?
Вот так заканчивался мой предпоследний день в Париже – городе, в который мне уже сейчас хочется вернуться!
Возвращались мы самолетом Air France . И тут соотечественники снова показали себя во всей красе. Летела компания парней, от которых за версту несло перегаром. Им достались разные места. Усаживая приятеля рядом со мной, один из них с издевкой сказал: «Ну что, с французом рядом полетишь?». Пришлось мне снова прикинуться иностранцем. Сосед всю дорогу вертелся, его явно «штырило»: то спинку сиденья впереди себя в десятый раз поковыряет, то встанет, то сядет. Так и прыгал все три с половиной часа. Самолет идет на посадку, все сели пристегнули ремни, а он до самой посадки сидел на подлокотнике и болтал с приятелем, сидевшим сзади. Бедные стюардессы уже оставили робкие попытки на него воздействовать. Зато теперь знают, что русские ничего и никого не боятся. Интересно, он это хотел доказать?
Почти 800 фотографий, сделанных мной за эту поездку напоминают о тех счастливых днях. Все же было прекрасно, несмотря на дожди, время от времени досаждавшие. Но зато я не привез из отеля ни клопов, ни вшей, хотя в турагентстве меня ими стращали. С умилением вспоминаю так называемые завтраки в отеле – круассан, багет, кусочек масла и 50 гр. джема. Вспоминаю то, как видел марафонский забег – не профессиональный, для удовольствия. Кстати, во всех парках можно увидеть бегающих французов. Их намного больше, чем у Лувра и иных подобных местах негров, торгующих связками Эйфелевых башен – оптом дешевле! Жаль, что не удалось мне заснять представителей местной фауны. Собачки в Париже какие-то суетливые, никак их не зафиксируешь в кадре! То ли гулять с ними тех местах, где я их встречал с хозяевами нельзя, и они торопятся скрыться в тумане, то ли скромны и любят фотосессий. Странно, надо над этим вопросом подумать. Как и о том, почему у парижских нищих, сидящих у стен домов, обязательно на руках одна, а то и две маленькие собачки? Однажды мне повезло, и я увидел красавца-кота, который гулял за решеткой палисадника. Увидел его не только я, а и мои одногруппницы, которые тут же ринулись его гладить. Он смотрел на это сначала лениво, потом с интересом, а затем сделал одно быстрое движение лапой, после чего был немедленно оставлен в покое. И правильно, нечего посягать на личное пространство французского кота!
Жаль, что не успел я сфотографировать ту француженку, которая, поймав мой восхищенный взгляд, вдруг улыбнулась, помахала рукой, как старому приятелю и легкой походкой умчалась, оставив меня раздумывать, померещилось мне это или нет?
Не могу забыть ощущения, возникавшие в парижских церквях (eglise), которые для меня по-прежнему костелы. Любимым для меня стал Saint-Severin, который не раз лечил меня от головной боли и усталости. Здесь, как и во многих других местах, явственно чувствуется, что «стены помнят» и понимаешь, для чего эти храмы были построены. Запомнилась и деревянная церковь св. Екатерины (XV века, между прочим!) в Онфлере. Как представишь, что до сих пор, как и 600 лет назад, сюда приходят рыбаки, чтобы помолиться перед выходом в поре, дрожь пробирает!
Таким разнообразным предстал передо мной Париж и маленькая частичка Франции, которую мне довелось увидеть…
|
|
|
|
Вандомская площадь
(Place Vendome) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В парке Тюильри
(le jardin des Tuileries) |
В парке Тюильри
(le jardin des Tuileries)
|
В парке Тюильри
(le jardin des Tuileries) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Church of St.Severin, Paris |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мост Искусств (Pont des Arts) |
Мост влюбленных, он же Мост искусств
|
Мост Искусств (Pont des Arts) |
|
|
|
|
В парке Тюильри
(le jardin des Tuileries)
|
В парке Тюильри
(le jardin des Tuileries) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Памятник Леонардо да Винчи у замка Амбуаз |
Замок Шенонсо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Версаль |
|
|
|
|
|
В Версальском парке |
|
|
|
|
|
Ночной Париж |
|
|
|
|
|
|
Honfleur
|
Honfleur |
|
|
|
Онфлер. Рынок |
Honfleur
|
Онфлер. Рынок |
|
|
|
|
На Атлантическом побережье. Довиль
|
|
|
|
|
|
В Парижском метро.
Станция "Сталинград" |
|
|
|
|
Moulin Rouge |
Памятник Жану Маре.
Дютийель, "человек, проходящий сквозь стены" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далида стала третьей женщиной после Жанны д'Арк и Сары Бернар, которой в Париже установлен памятник (в 1997 г.)
|
Художники Монмартра |
|
|
|
Basilique du Sacre C?ur |
Карусель неподалеку от Базилики Святого Сердца |
Зеленая вода. Неподалеку от Базилики Святого Сердца
|
|
|
|
В музее d'Orsay |
|
В музее d'Orsay |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
egion1