Почтовые карточки, выпущенные
ИЗОГИЗом
в 1930-х годах
ИЗОГИЗ - возникшее в конце 1930 издательство массовой коммунистической пропаганды средствами изобразительного искусства . Изогиз входил в систему ОГИЗ . Продукция ИЗОГИЗа: политические плакаты, портреты вождей, массовые картины, художественные альбомы, издания по изостатистике, открытки, наглядные пособия и книги по истории, теории и практике изоискусства.
Н.П. Крымов. Вечер в деревне
М.: Геокартпром, Тир. 15000экз. |
В историю русского искусства Н. П. Крымов вошел не только как один из лучших русских пейзажистов XX столетия, но и как крупный теоретик живописи и педагог.
Николай Петрович Крымов родился в Москве 20 апреля ( 2 мая ) 1884 в семье художника П. А. Крымова , писавшего в манере « передвижников ». Первоначальную профессиональную подготовку получил у отца. В 1904 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества , где сперва занимался на архитектурном отделении, а в 1907 — 1911 — в пейзажной мастерской А. М. Васнецова . Занимался у В. А. Серова и К. А. Коровина .
В первые годы учебы Крымов был так беден, что зачастую не мог купить краски и пользовался теми, которые счищали со своих палитр и холстов более состоятельные ученики. Это приучило Крымова к бережному обращению с красками и работе на полотнах небольших форматов
Участник выставки « Голубая роза » ( 1907 ), а также выставок «Союза русских художников». Жил в Москве, проводя также (с 1928 ) значительную часть года в Тарусе .
В 1919 — 1930 много работал и как педагог — в Пречистенском практическом институте, Высших художественно-технических мастерских ( Вхутемас ) и Московском областном художественном училище памяти 1905 года. Особенностью педагогического дара Крымова было то, что в каждом из своих учеников он видел и развивал индивидуальность. У пейзажиста Крымова ученики стали жанристами, историческими живописцами, портретистами — С. П. Викторов , Ю. П. Кугач , Ф. П. Решетников , Н. К. Соломин
|
Н.П. Крымов. Весна.
М.: Геокартпром, Тир. 15000экз.
Уникальный экземпляр из каталога ХРГО
|
|
Оборот почтовой карточки с репродукцией картины Н.Крымова "Весна"
|
Е.А. Кацман. Среди снопов
С пометкой: Выставка "Художники РСФСР за 15 лет".
Напечатана в Ленинграде в 1933 году тиражом 35000экз. |
|
Оборот почтовой карточки с репродукцией картины Е. Кацмана "Среди снопов"
|
Е.А. Кацман. Горские евреи-земледельцы
М.: Геокартпром, Тир. 15000экз. |
Кацман Евгений Александрович (1890, Харьков–1976, Москва)
Советский художник-портретист, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. В двенадцатилетнем возрасте стал учеником Саратовского Боголюбовского училища при Радищевском музее, откуда был исключён за участие в забастовке 1905 года. Через год Кацмана, поступившего в Школу поощрения художеств в Петербурге и начавшего учиться у Н.К.Рериха и А.И.Щусева, снова исключают – на этот раз за принадлежность к марксистскому кружку. В 1909, после трёх лет занятий в частной школе, юноша поступает в Московское Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в портретную мастерскую К.А. Коровина и С.В.Малютина и в 1916 получает звание художника первой степени по портрету.
Участник выставок с 1908, в том числе Передвижной, АХХР-АХР и ряда заграничных. Персональные выставки работ художника состоялись в Москве в 1935, 1947, 1950. В 1922 по инициативе Е. Кацмана, А. Григорьева и П. Радимова была создана Ассоциация Художников Революционной России (АХХР, с 1928 - АХР). В течение ряда лет Кацман был её секретарём. Кацман известен прежде всего как создатель внушительной портретной галереи вождей советского государства, а также групповых композиций, отражающих жизнь социалистического общества и выполненных преимущественно сангиной, углем и пастелью. Примечательная черта личной жизни Кацмана – его свойство с К.Малевичем : оба художника были женаты на сёстрах Рафалович (Кацман – на Наталье, а Малевич – на Софье).
|
В.В. Рождественский. Натюрморт.
Тир. 15000экз. |
Василий Васильевич Рождественский (1884 - 1963)
Начав заниматься рисованием еще в Тульском духовном училище, В. В. Рождественский учился затем в МУЖВЗ (1900-1911). Здесь в эти годы преподавали В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Архипов, но молодежь в бурное время ломки художественных традиций искала новые пути. Вместе со своими сверстниками Рождественский организует объединение живописцев "Бубновый валет", вместе с ними разрабатывает новый, более активный живописный язык. Между тем искания эти приобретают у Рождественского своеобразный декоративный оттенок, свойственный складу его дарования. Рядом с мощной объемностью живописи большинства "бубнововалетцев" его работы кажутся несколько измельченными, нервно-подвижными, пестрят резковатыми контрастами открытых, ярких цветов, придающих его холстам своеобразный ковровый характер. Что бы он впоследствии ни писал - типичные для его поколения натюрморты или заказные тематические картины ("Красные партизаны в Дагестане", 1927), суховатые индустриальные пейзажи и заводские интерьеры 1930-х гг., пейзажи Русского Севера ("Белая ночь. Деревня", 1930) или экзотический быт Средней Азии ("Азиатский чай", 1926), - все равно ритмическое плоскостное движение контрастных и сильных цветовых пятен пронизывает композицию, определяет впечатление от живописи.
|
Е.С.Зернова. Вузовки на стрельбище (1932)
Напечатано в Одессе. Тир. 25000экз. |
Ектерина Сергеевна Зернова (1900, Симферополь - 1995, Москва.
С 1902 жила в Севастополе, с 1914 – в Москве
Заслуженный художник РСФСР (1974).
С 1915 по 1917 училась в частной художественной студии Ф.Рерберга в Москве.
С 1917 по 1921 была студенткой Отделения естественных наук физико-математического факультета Московского университета. В 1919-1924 училась в Государственных художественных свободных мастерских (позднее реорганизованных во ВХУТЕМАс) у Ильи Машкова, затем у Александра Шевченко и Давида Штеренберга. В 1925 участвовала в первой выставке Общества станковистов (ОСТ). В 1925-1931 – активный член ОСТа.
С 1924 работала как иллюстратор и оформитель книг, делала плакаты
(1930-е-1950-е). Работала в ИЗОГИЗе. Совершила творческие поездки в Дагестан, Магнитогорск, Ростов-на-Дону, Луганск, Одессу, Крым, Екатеринбург(Свердловск). В дни войны работала с группой художников, занимавшихся камуфлированием зданий. В послевоенные годы работала в театре и кино (совместно с Ю.Пименовым). Преподавала в Московском текстильном институте. С конца 1950-х работала как художник-монументалист.
Участница более 300 выставок в России и за рубежом.
|
К.А. Вялов. Телеграф. Новая сеть по всей стране (1926)
Из "Индустриальной серии"
Ф-ка книги "Красный пролетарий", тир. 30000экз. |
Константин Александрович Вялов (1900, Москва — 1976, Москва).
Живописец, график, сценограф. В 1918 — 1925 учился в московском Вхутемасе, посещал мастерские ведущих художников русского авангарда — Владимира Татлина, Аристарха Лентулова, Василия Кандинского и Давида Штеренберга. На основе идей авангарда изобретал новые художественные формы — контррельефы, абстрактные композиции, увлекался идеями о связи музыки и живописи, стремясь применить свои открытия не только в станковых работах, но и в сценографии, журнальной и книжной графике, киноплакате. Был организатором, созданного в 1924 Общества станковистов (ОСТ).
Один из основателей ОСТа. В 1914-17 учился в Строгановском художественно-промышленном училище, 1918-20 – в Государственных свободных художественных мастерских у А. Моргунова, В. Кандинского, В. Татлина, в 1920-24 – во ВХУТЕМАСе у Д. Штеренберга. В начале 1920-х делал контррельефы и абстрактные композиции под влиянием К. Малевича и В. Кандинского. Оформил ряд спектаклей, в том числе "Стенька Разин" В. Каменского (1923–24, Театр революции, Москва).
В 1925–28 – член ОСТа. В 1920–30-х работал над киноплакатами, оформлял книги. В середине 1930-х работал как маринист. В 1933–40 оформлял Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1941-42 создал серию военных плакатов для «Окон ТАСС».
|
А.А. Рылов. Этюд
С пометкой: Выставка "Художники РСФСР за 15 лет".
Напечатана в Ленинграде в 1933 году тиражом 35000экз |
Аркадий Александрович Рылов (1870 , село Истобенск Орловского уезда Вятской губернии — 1939 , Ленинград )
Вырос в семье отчима — нотариуса (родной отец был психически болен).
Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888—1891) и у Константина Крыжицкого . Затем в 1894 — 1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи . Участвовал в создании объединений « Мир искусства », Союз русских художников . С 1915 года — академик живописи.
В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.
А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи .
С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств , с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года).
|
В.Н. Яковлев. Командиры Рабоче-Крестьянской Красной армии
С пометкой: Центральный музей РККА
Отпечатана в типографии "Гознак" в 1933г. тир. 115000экз. |
Василий Николаевич Яковлев (1893, Москва-1953).
После окончания школы поступил в Московский университет на математическое отделение. Параллельно брал уроки живописи. Первым серьезным его учителем в этом деле стал В. Н. Мешков, один из наиболее уважаемых педагогов Москвы. Прозанимавшись у него примерно с год, В. Н. Яковлев поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако быстро разочаровался, не найдя там той строгой, серьезной живописной школы, к которой стремился. Решающее влияние на формирование художественной манеры и воззрений В. Н. Яковлева на искусство оказали произведения великих художников эпохи Возрождения, с которыми он познакомился в Эрмитаже. Много времени живописец стал отдавать изучению старых мастеров. Постепенно Яковлев превратился в тонкого знатока живописной техники и стал прекрасным реставратором. В 1918 году начинается педагогическая деятельность Яковлева, сначала в Московском училище живописи в качестве ассистента С. В. Малютина, потом в Свободных государственных мастерских. Позже он обучал рисунку студентов Московского архитектурного института, Всесоюзной академии архитектуры и Академии художеств в Ленинграде. Перенял у старых мастеров множество приемов, писал свои произведения в темно-коричневой колористической гамме. В начале 1920-х годов В. Н. Яковлев примкнул к Ассоциации художников революционной России. Вскоре он написал ряд произведений, посвященных Красной Армии ("Разбор винтовки", "Газета на фронте", "Командиры Красной Армии"), В 1927 году В. Н. Яковлев побывал в Париже, а в 1932 был приглашен А. М. Горьким в Италию, где написал его портрет. Портреты и сюжетные композиции занимали большое место в творчестве В. Н. Яковлева. Яковлевские портреты подкупали правдивостью передачи внешнего сходства, законченностью формы, но вместе с тем они отличались салонной декоративностью. Кроме станковой живописи (портреты, натюрморты), В. Н. Яковлев занимался оформлением интерьеров общественных зданий, помещений для выставок. В 1939 году его пригласили на пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В годы Великой Отечественной войны, совершив несколько поездок на фронт, художник написал ряд батальных картин и много портретов. В 1943 году В. Н. Яковлев был удостоен звания народного художника РСФСР, а в 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В конце жизни он много работал в пейзажном жанре.
|
А.В. Куприн. Дворик в Бахчисарае
Москва: "Геокартпром". Тир.15000экз. |
Александр Васильевич Куприн (1880 г. г. Борисоглебск Воронежской губ.- 1960, Москва).
Родился в семье преподавателя уездного училища. С 1893 г. семья жила в Воронеже . В юности Куприн работал конторщиком на железной дороге, но проявлял интерес к искусству. В 1902 г. отправился в Петербург, решив стать художником.
Учился в школе Л. Е. Дмитриева-Кавказского до 1904 г. Затем переехал в Москву и поступил в школу К. Ф. Юона . Проучившись там два года, поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1906—1910) в мастерских А. Е. Архипова , К. А. Коровина , Л. О. Пастернака .
В 1909 г. Куприн впервые участвовал в салоне «Золотого руна», в 1910 г. с группой единомышленников основал объединение « Бубновый валет ».
Испытал глубокое воздействие искусства П.Сезанна.
В 1913 — 1914 гг. — посетил Италию, Францию.
В 1920 г. художник уехал в Нижний Новгород , где руководил художественными мастерскими.
С 1910 по 1924 г. основную часть его творчества составляли натюрморты, в творческой манере видно влияние кубизма .
В 1924 г. он возвратился в Москву, и с этого времени начинал активно заниматься пейзажем .
Был также членом объединений «Московские живописцы» (с 1925) и «Общество московских художников»
В период 1926 — 1930 г. ежегодно ездил в Бахчисарай . С 1930-х активно осваивал индустриальный пейзаж.
|
Н.Е. Сверчков. Друзья
Музей Всесоюзного научно-исследовательского института коневодства, Москва
Отпечатана в типографии "Гознак" в 1932г. тир. 100000экз. |
Николай Егорович Сверчков (1817, Петербург — 1898) — русский баталический и жанровый живописец.
Родился в семье служащего придворного конюшенного ведомства.
Специального художественного образования не получил. Родители, подметив в мальчике склонность к рисованию, отдали его в Воспитательную школу при Академии художеств. Однако вскоре из-за болезни он вынужден был возвратиться домой и дальнейшее свое образование получил в Петропавловском училище общего типа. И только благодаря любви к искусству и врожденному таланту, добился в живописи больших успехов. Ставший по желанию отца чиновником, Сверчков не оставлял занятий живописью. В 1839 году он послал на академическую выставку свои первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой». За эти работы ему было присуждено звание свободного художника портретной живописи. Ободренный успехом, он оставил службу и целиком отдался любимому искусству.
С 1844 г. произведения его стали являться на ежегодных академических выставках и вскоре обратили на него общее внимание. Это были картины на сюжеты из русского народного быта.
В 1852 г. за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге» получил звание академика «по живописи народных сцен» . В 1855 году за картину «Дорожные» или «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день» он удостаивается звания профессора. В этот период сильное воздействие на Сверчкова оказал Н. А. Некрасов. Художника и поэта сблизили любовь к народу, русской природе. Подолгу живя в усадьбе «Карабиха», Сверчков исполнил несколько картин и рисунков на некрасовские сюжеты: «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок», и др. Известен также «Портрет А.Я. Панаевой на лошади».
Примерно в это же время он приобрел большую известность, создавая множество картин и рисунков, изображающих породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, ухарские тройки, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей. Ещё в детстве он с любовью рисовал животных, особенно лошадей.
Гравюры с картин Сверчкова неизменно находили широкое распространение. Их можно было видеть в самых отдаленных уголках России. Особенно большую популярность завоевали его композиции с изображением знаменитой русской тройки.
В 1860-е годы творчество мастера достигло наивысшего расцвета. Художник совершает длительную поездку за границу, где с большим успехом экспонирует свои полотна на международных выставках и приобретает европейскую известность. Жюри Всемирной Парижской выставки 1863 года высоко оценивает его картины «Возвращение с медвежьей охоты» (она была приобретена Наполеоном III ), «Почтовая станция», «Ярмарка в Воронеже». За них художник был награжден кавалерским знаком ордена Почетного легиона. На филадельфийской Всемирной выставке удостаивается медали картина Сверчкова «Масленица в деревне».
Возвратившись на родину, Сверчков по-прежнему продолжает работать над произведениями из народного быта, дорожными и охотничьими сценами. Однако у него появляются и новые жанры — исторический и батальный.
В последний период своей художественной деятельности Сверчков был связан с петербургским кружком «Собрание понедельничных вечеров». В этот кружок, основанный в 1881 году, входили видные мастера того времени: И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.П. Боголюбов, Л.Ф. Лагорио, К.Я. Крыжицкий и др.
|
|
|
|