Почтовые карточки с репродукциями картин,
изданные советскими музеями
в 1920-1930-х гг.
|
А. Рылов. В голубом просторе (1918)
Издание Государственной Третьяковской галереи. М., 1929
Тир. 150000экз.
|
|
П.П. Соколов. Скачки (1870)
Издание Государственной Третьяковской галереи. М., 1929
тир. 25000экз.
Петр Петрович Соколов (1821, Петербург—1899, там же)
О биографии художника известно крайне мало. Он был старшим сыном Петра Федоровича Соколова - знаменитого портретиста-акварелиста. Мать была родной сестрой Карла Брюллова. Родственные отношения связывали Соколова и с семьей художника Бруни. Младшие братья Соколова, Павел и Александр, впоследствии так же стали живописцами.
Первоначальное образование Соколов получил в пансионе и Горном корпусе. В 1840 году он, вместе с братом Павлом, поступил в рисовальный класс Академии художеств. Соколов стал учеником К. П. Брюллова, но после трех лет учебы, не ужившись в Академии, решил выйти из нее. Звание «неклассного художника по портретной живописи акварелью» он получил лишь в 1855 году.
Оставив Академию, Соколов отправился в деревню. В начале своей художественной деятельности Соколов, под влиянием своего отца, обратился к портретному жанру. Здесь же его внимание сосредоточилось не на портретах, а на народных сценах. Почти все 1840-е годы он кочевал по Тамбовской, Рязанской и другим губерниям - из уезда в уезд, из усадьбы в усадьбу. Эти почти одиннадцать лет скитаний стали для него годами учебы в своего рода Академии. Приобретенные им жизненные наблюдения позднее позволили художнику добиться значительных успехов в создании картин русской жизни, ее типажей.
Широкую известность приобретают охотничьи сцены Соколова. Великолепный анималист Соколов создает также множество картин с изображением лошадей. Одно из лучших произведений Соколова — большая акварель «Конная ярмарка в Лебедяне» (1886), за которую он получил орден Почетного Легиона. Первый из двух вариантов этой композиции экспонировался в 1889 году на Международной выставке в Париже и получил золотую медаль. За границей работы Соколова стали известны еще со второй половины 70-х годов. В 1876 году он выставлял свои работы на Всемирной выставке в Филадельфии, а в 1879 году — в Чикаго.
О Петре Петровиче Соколове современники и критики не раз говорили, что он обладает секретом вечной молодости, что его искусство «неувядаемо». Действительно, творческого упадка он не знал до конца жизни…
|
|
Оборот почтовой карточки, изданной ГТГ
|
|
В. Суриков. Этюд склоненной женской фигуры ккартине "Боярыня Морозова"
Издание Государственной Третьяковской галереи и Госиздата
|
|
К.А. Коровин. Испанки
( У балкона. Испанки Леонора и Ампара (1888-1889))
Издание Государственной Третьяковской галереи и Госиздата
М.: Гознак, 1927. Тир. 10000экз.
Эта картина - одна из лучших в творческом наследии Константина Алексеевича Коровина (1861, Москва — 1939, Париж). Она не раз экспонировалась на российских и международных выставках. Именно ею Коровин дебютировал на XVII выставке Товарищества передвижных художественных выставок в Петербурге; одна из золотых медалей на Всемирной Парижской выставке 1900 года была получена именно за это сравнительно небольшое произведение. Не случайно эту картину у художника приобрел Савва Мамонтов.
Работа была начата в Испании в 1888 году, а заканчивалась уже в Москве в 1889г.. Художник оставил нам свои воспоминания о том, как она создавалась и какими были ее модели. Приехав в Испанию, Коровин захотел передать испанскую жизнь и людей без привычных романтических аксессуаров. Вот как он рассказывал об этом: «Я спросил швейцара гостиницы, не может ли он мне найти модель — испанку. Через час он привел мне в комнату двух молодых девушек. Одна, Ампара - была в черной длинной мантилье с капюшоном; наряд другой - Леоноры - не такой жгучей брюнетки, был победнее: узкий корсаж и широкая черная юбка. Войдя ко мне, они встали у окна моей комнаты и, застыдившись, глядели как-то вбок. Я попросил их остаться стоять в тех же позах. Достал краски и начал писать.
Когда я стал писать их ноги, Леонора покраснела: у ней были худые, в заплатах башмаки.
Окончив сеанс, я хотел дать девушкам денег. Они обе вспыхнули и отказались. Мы вместе вышли на улицу - девушки взяли меня под руки. Прохожие продолжали смотреть на меня. Оказалось: моя шляпа из России, с широкими полями, походила на головной убор матадора. Мы отправились с Ампарой и Леонорой на базар. У лавки, где в окне была выставлена обувь, я предложил Ампаре и Леоноре зайти. Полная женщина, хозяйка магазина, достала с окна женские ботинки, с высокими каблуками, щеголеватые. Леонора стала примерять башмаки и сказала:
- Узки.
Выбрали другие. Девушки сказали хозяйке, что я - русский. Полная женщина в удивлении хлопнула себя по коленям и, раскрыв рот, смотрела на меня. Потом побежала внутрь магазина и, вернувшись, подала мне завернутый в бумагу кусок пирога с вареньем — в подарок. «Как у нас», — подумал я. Мои натурщицы, желая меня развлечь, повели меня на торговую площадь, где стояли балаганы - такие же, как у нас в России под Новинском ...
Мы вернулись в гостиницу. За обедом девушки не пили вина...
...Утром меня разбудили Ампара и Леонора. Они вошли не смущаясь, что я еще в постели. «Как все просто», - подумал я.
...Я весь день писал Ампару и Леонору. К обеду в гостиницу пришли Запатэр, Леонард и еще шесть человек незнакомых. Все приветствовали меня, а, выпив, уговаривали остаться жить у них в Валенсии. Снова вспоминалась Россия.
После обеда, за которым было весело, Ампара и Леонора тоже пели и танцевали...
Окончив картину и наброски для декораций, я собирался уезжать. Предложил деньги Ампаре и Леоноре. Они обе покраснели и не взяли денег. Тогда я снова пошел на базар и купил им большие шелковые китайские платки в узорах, с длинной бахромой. Они с восторгом надели их на себя, смотрелись в зеркало, ловко себя закрывали и танцевали, стуча каблуками».
|
|
В.А. Серов. Дети (1899)
Издание Государственного Русского музея
Ленинград, тип. Ивана Федорова, тир. 15000экз.
|
|
Оборот почтовой карточки, изданной ГРМ
|
|
Жюль Дюпре. Осень
(Осенний пейзаж. 1840-1850 гг.)
Издание Государственного Эрмитажа. №138
Ленинград, тип. Ивана Федорова, тир. 15000экз.
|
|
Оборот почтовой карточки, изданной Государственным Эрмитажем
|
|
К. Коро. Порыв ветра (ок. 1865-1870)
Издание Государственного Музея Изящных искусств. №13.
1931г. по почтовому штемпелю
М.: Гознак, тир. 50000экз.
|
|
Оборот почтовой карточки, изданной ГМИИ
|
|
Ш. Добиньи. Пейзаж с рекой
Пейзаж с рекой Уазой (1859)
Издание Государственного Музея Изящных искусств. №17
1931г. по почтовому штемпелю
М.: Гознак, тир. 100000экз.
|
|
Ф. Конинк. Вид в Гельдерланде
№19. Издание ГМИИ
М.: Гознак, тир. 50000экз.
Филипс Конинк (нидерл. Philips Koninck , 1619, Амстердам - 1688, там же)
Голландский живописец и рисовальщик. Родился в семье золотых дел мастера. Между 1637 и 1639 учился у своего брата Я. Конинка в Роттердаме. С 1641 поселился в Амстердаме, где стал владельцем кораблей Амстердамской линии. Принадлежал к кругу друзей Рембрандта, повлиявшего на его творчество. Писал жанровые, мифологические картины, портреты. Однако самые значительные творческие достижения Конинка относятся к области пейзажа, изображающего бескрайние дали голландских равнин, как бы увиденных с высокого холма и создающих впечатление огромной глубины, расчлененной горизонтальными планами вплоть до линии горизонта.
|
|